Может ли космонавт сам надеть скафандр?

Просто о сложном. Скафандр

Просто о сложном. Скафандр

Впервые идеи создания костюмов, которые смогут защитить человека от неблагоприятной и агрессивной для него среды, появилась в 1775 году, когда французский аббат-математик Жан-Батист де ла Шапель предложил создать костюм для погружения в воду. О космических кораблях и полетах на Луну в те времена никто и не думал, но название изобретению дали «скафандр», что означало «лодка-человек». Несмотря на то что изначально скафандром назвали современные водолазные костюмы, наименование снаряжения прочно вошло в обиход.

В 1920-е годы в Англии стали применять водолазные костюмы для воздухоплавателей, так как чем выше поднимались летательные аппараты, тем более сложными становились условия для пилотов: это и низкие температуры, и резкое изменение давления, и кислородное голодание. Герметичный костюм помогал решать эти проблемы, но лишь до определенных высот.

В Советском Союзе разработкой снаряжения для экстремальных высот занимался инженер Института авиационной медицины Евгений Чертовский. Он разработал порядка семи модификаций скафандров и первым решил проблему подвижности. Так как первые модели скафандров при поднятии на высоту раздувались, находящемуся внутри человеку было крайне сложно даже согнуть руку. Чертовский внедрил систему шарниров, что значительно повысило мобильность костюма. Уже в 1936 году Чертовский разработал модель скафандра Ч-3, которая содержала в себе практически все элементы современных космических костюмов, включая термобелье.

Толчком к работе над скафандром, который позволит совершать полеты в космос, стала индустрия кинематографии. В 1936 году в СССР сняли фантастический фильм «Космический рейс». В работе над фильмом принимал участие Константин Циолковский. После выхода фильма молодые инженеры Центрального аэрогидродинамического института стали вплотную заниматься созданием космического скафандра.

В послевоенные годы инициатива по конструированию скафандров для космонавтов перешла к инженерам Летно-исследовательского института. Конструкторы получили задание на создание костюмов для пилотов авиации, поднимающихся на новые высоты и развивающих новые скорости.

Вскоре стало ясно, что для серийного производства скафандров мощностей одного института явно недостаточно. Так в октябре 1952 года на заводе №918 в подмосковном Томилине был создан специальный цех, который в дальнейшем получил название НПП «Звезда». Именно там был изготовлен скафандр Юрия Гагарина.

Первоначальные планы полета в космос не включали необходимость скафандра, так как космонавт должен был находиться в герметичной капсуле. Позднее капсулу заменили на кресло, и необходимость скафандра, который спасет жизнь космонавту при любом ЧП, стала очевидной.

Прототипом первого космического скафандра СК-1 был высотный костюм «Воркута», разработанный для летчиков истребителя-перехватчика Су-9.

Важнейшей отличительной чертой стал шлем, который при падении давления автоматически захлопывал забрало. Для этого в шлем был встроен специальный датчик.

Скафандры изготавливались по индивидуальным меркам. К первому полету было создано три костюма для лучших кандидатов в космические первопроходцы. Это были Юрий Гагарин, Герман Титов и Григорий Нелюбов.

Темпы освоения космоса показали, что необходимо создать скафандр нового уровня, который сможет обеспечить выход космонавта в открытый космос. Первые модели были лишь аварийно-спасательными и не позволяли находиться космонавту на орбите вне космического корабля, так как системы жизнеобеспечения находились в самом корабле, а костюм только присоединялся к ним.

Для выхода в открытый космос необходимо было создать автономный скафандр. Этими разработками активно занялись конструкторы СССР и США.

Две сверхдержавы начали гонку в космической отрасли за первенство в открытом космосе. Американского коллегу на 1,5 месяца опередил советский космонавт Алексей Леонов. Для него был изготовлен скафандр «Беркут» – модернизированная модификация СК-1. В его конструкции были герметичная оболочка, заплечный ранец, оснащенный кислородом, а в шлеме встроенный светофильтр.

Исторический выход в безвоздушное пространство состоялся 18 марта 1965 года.

Модернизация скафандров была обусловлена стремлением покорять новые скорости, высоты и расстояния. После высадки на Луну стали проектироваться костюмы, которые позволят космонавтам десантироваться на Марс и совершать полеты в много миллионов световых лет.

Как это устроено

В настоящее время на борту МКС используются скафандры «Орлан» и его модификации. С 1977 года в этих костюмах совершено боле 130 парных выходов в открытый космос.

Может ли космонавт сам надеть скафандр?

Итак, настал долгожданный момент удовлетворения всеобщего любопытства. На самые интересные вопросы участников конкур­са «Без границ: библиотека и космос» отвечают космонавты России.

Вопрос от Арины Фомичёвой, ученицы 5-го класса Аннинской средней общеобразовательной школы. Пос. Аннино, Ломоносовский район, Ленинградская область.

Здравствуйте, уважаемые космонавты! Меня зовут Арина, мне 12 лет. Я очень уважаю Вашу профессию и восхищаюсь Вашим бесстрашием! Я медлительный человек, и поэтому мне интересно: на космической станции Вы ведь находитесь без скафандров, а в космос выходите в скафандре? Сколько времени уходит на то, чтобы его на­деть? Удобен ли он? А если в космосе зачешется нос, то как Вы поступаете, находясь в скафан­дре? Было бы здорово получить ответ на мой вопрос. Может, я когда-нибудь тоже полечу в космос! До свидания.

Отвечает космонавт Роман Романенко

Так как внутри Международной космической станции (МКС) поддерживается давление 760 мм рт. ст. и температура 23 гр. Цельсия, то и нет необходимости находиться в скафан­драх. Но для того, чтобы выйти в открытый космос, на поверхность станции для проведения ремонтных работ, нужно надеть скафандр.

Очень важно проверить его герметич­ность перед открытием выходного люка, во избежание утечки кислорода из скафандра во время нахождения в вакууме. Поэтому перед выходом мы проводим сложную подготовку и тщательную проверку всех агрегатов и при­боров, поддерживающих жизнедеятельность космонавта внутри герметичного скафандра. Скафандр очень жёсткий, поэтому работать и перемещаться в нём в течение 6 часов не очень комфортно. А если вдруг зачешется нос, то мы можем это сделать, используя специ­альный мягкий выступ внутри скафандра в районе подбородка, предназначенный как раз для этого.

Спасибо за вопрос и удачи!

Вопрос от Александра Агафонова, ученика 6-го «Б» класса лицея № 17, г. Сухой лог, Сверд­ловская область.

Начало новой профессии на Земле было по­ложено полётом первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Ему на момент старта было 27 лет. Средний возраст современных космонавтов от 30 до 40 лет (по информации из Интернета), а средний возраст спортсменов российской команды на Олимпиаде в Лондо­не в 2012 г. составлял 26 лет. Как правило, спортсменов на олимпиаду отправляют в наи­лучшей физической форме. Почему же тогда космонавты летают в космос в возрасте зна­чительно старше оптимального уровня физиче­ского развития организма? С какого возраста для человека возможен полёт в космос? И есть ли шанс посетить космос ещё подростком, хотя бы в качестве туриста?

Отвечает космонавт Сергей Волков

Дело в том, что для современного космонавта – профессионала важна не только хорошая физи­ческая форма, но и знания. Объём информации, необходимой космонавту, вырос во много раз по сравнению с тем, что было в 60-е, 70-е годы. Минимальное время для освоения всего курса под­готовки от момента приёма кандидатом в отряд космонавтов до сдачи комплексного экзамена на допуск к космическому полёту — 6 лет. Это идеальный сценарий. Добавляем, что кандидат в космонавты должен иметь высшее образование, значит, он уже не может быть моложе 22 лет, и добавляем 2-3 года стажа работы.

Таким образом, получаем: минимальный возраст кандидата в отряд космонавтов в наше время — от 25 лет, прибавляем минимум 6 лет подготовки, получаем 31 год. Но это идеальный вариант, который практически невозможен. Так и получается, что современ­ный космонавт идёт в свой первый полёт в возрасте 34-38 лет.

Это, конечно, для космонавта-профессионала. Что касается туриста, то при наличии здоровья и денег можно лететь, как только будешь готов, но, наверное, не моложе 18 лет.

Вопрос от Вероники Кунцевич, ученицы 9-го «А» класса лицея «Надежда», г. Холмск, Сахалин­ская область.

Работа в космосе и на Земле. Возможно ли сравнение и где труднее?

Отвечает космонавт Максим Сураев

Работа в космосе во многом похожа на работу на Земле. Сложность заключается в том, что весь твой рабочий день расписан по минутам. У нас есть расписание, которое составлено от подъёма 6.30 до отбоя 21.30. Самым большим различием между работой на Земле и в космосе является то, что, когда ты делаешь какую-то работу, ты знаешь и понимаешь, что сотни, тысячи, иногда десятки тысяч людей готовили эту работу для тебя. И у тебя нет права на ошибку, у тебя нет права, чтобы не сделать эту работу. У тебя нет права подвести этих людей, потому что тысячи людей ждут на земле объективного, правильного результата твоей работы. Это один из основных факторов, которые заставляют космонавта ответствен­но относиться к своей работе. Есть ещё много факторов, которые делают работу космонавта в космосе гораздо сложнее, чем на Земле, — это невесомость, ограниченное пространство, ради­ация. Плюс выход в открытый космос — это одно из сложнейших заданий для космонавта, которое никогда не имитировали и не смогут сымитиро­вать на Земле. А в общем работа космонавта в космосе — это очень интересная, напряженная, увлекательная и очень, очень ответственная работа. Аналогов этой работы на Земле нет и быть не может.

Вопрос от «сборной команды» гимназии № 5, г. Сергиев Посад, Московская область.

Все ли участники международных экипажей должны знать русский язык и кто руководит полётом (обязательно ли это астронавт из России)? Существует ли должность «астронавт- переводчик»?

Отвечает космонавт Антон Шкаплеров

Сегодня все астронавты обязаны знать русский язык, так как доставка и возвращение экипажей производится на российских «Со­юзах», которые управляются из подмосковно­го ЦУПа (Центр управления космическими полетами) в городе Королёве. Руководство Международной станцией производится из России (Королёв), США (Хьюстон), а также из Европы и Японии.

Должности «астронавт-переводчик» нет. На борту МКС официальным считается английский язык, все космонавты и астронавты обязаны знать его.

Как устроен космический скафандр: почему он стоит как личный самолёт

Как устроен космический скафандр: почему он стоит как личный самолёт

Скафандр — это специализированная одежда, предназначенная для выхода в космос, является одной из самых дорогих вещей в мире. Американские скафандры, которые разрабатываются для участников программы исследования космоса от NASA, стоят от 9 до 12 миллионов долларов. Это огромные цифры, но из-за чего они такие? Для сравнения, за плюс-минус 10 миллионов долларов можно купить личный самолет, роскошную недвижимость или несколько компаний, чтобы преумножить свой капитал, а тут 9-12 миллионов стоит незаурядный костюм для выхода в космос. Неужели производство одного скафандра может стоить как самолет? Давайте разберемся.

Как устроен космический скафандр: почему он стоит как личный самолёт

Лицевой частью скафандра является шлем. Наверняка у многих, если попросить их представить скафандр, в первую очередь на ум придет огромный, идеально зеркальный шлем. На самом деле основной иллюминатор шлема не имеет отражающего эффекта, его имеет специальный светофильтр, который надевается космонавтом, если тому необходимо защититься от лучей Солнца.

Основной иллюминатор и светофильтр делаются из специального ударопрочного материала, который не удастся разбить, даже если ударить по нему молотком. Материал просто погнется, но не разлетится на тысячи маленьких острых кусочков, как это могло бы произойти с обычным стеклом. Светофильтр, вдобавок к этому, покрывается слоем настоящего золота. Благодаря ему, до космонавта поступает всего около 5 процентов света. В условиях Космоса, где нет никакой атмосферы, это защищает от возникновения ожогов на лице. Раньше вместо золота использовали серебро, но, как оказалось, оно имеет довольно плохие протективные свойства.

Комбинезон-радиатор

Как устроен космический скафандр: почему он стоит как личный самолёт

Наверняка многие видели на космонавтах такие забавные, похожие на кольчугу, синие жилеты, которые надеваются под скафандр. Оказывается, это не просто своеобразный тканевый комбинезон, а полноценный радиатор. Между слоями синей ткани проведены сотни небольших трубок, через которые постоянно циркулирует вода.

Перед тем как зайти в скафандр, специальные входная и выходная трубки подключаются к системе жизнеобеспечения и после при помощи встроенного компьютера космонавт регулирует комфортную для него температуру воды. Это позволяет создавать внутри герметизированного костюма своеобразный микроклимат. С учетом довольно серьезной термозащиты тепло никогда не покинет пределов скафандра.

Из чего сшит скафандр?

Как устроен космический скафандр: почему он стоит как личный самолёт

Раз уж я затронул термозащиту скафандра, давайте поговорим о том, из каких материалов состоит каждый из его слоев обшивки.

Наружный слой выполнен из фенилона, благодаря которому костюм становится неуязвим к механическим повреждениям, огню, а также радиации. Следом идут целых 10 слоев термоизоляционного материала, чтобы защищать космонавта от экстремальных температур (от –150 до +150 градусов по Цельсию).

Под термоизоляционным слоем находится радиоткань. Что такое радиоткань? Это специальный материал, который обеспечивает прием и передачу данных для связи с МКС. Им прошит весь скафандр, поэтому качество связи выходит довольно надежным. После радиоткани находится силовая оболочка — слой, поддерживающий форму отдельных мягких частей скафандра. В случае если при изменении давления он будет надуваться. И, наконец, герметичная оболочка — обеспечивающая полную закрытость скафандра, замыкает весь этот «бутерброд» под силовой оболочкой.

Бортовой компьютер

Как устроен космический скафандр: почему он стоит как личный самолёт

Теперь давайте немного поговорим про бортовой компьютер скафандра.

Наш отечественный скафандр «Орлан МК» является самой первой моделью со встроенным компьютером в российской истории космонавтики. Располагается он рядом с блоком радиотелеметрической температуры. И не случайно. Данный блок отвечает за сбор всей информации о скафандре, и такое решение позволяет наиболее надежно и быстро передавать информацию на дисплей компьютера. Компьютер сам совсем небольшой и максимум, что он позволяет делать, — это смотреть информацию о состоянии скафандра и показания давления. Кроме дисплея у компьютера имеются несколько тумблеров. С их помощью можно переключать работу некоторых блоков жизнеобеспечения в ручной или автоматический режим.

Дубль два

Как устроен космический скафандр: почему он стоит как личный самолёт

Как и в самолете, большинство систем скафандра продублированы. Рядом со шлемом, расположены несколько светодиодов, которые могут сигнализировать в случае поломки. В отсеке жизнеобеспечения также можно найти по два баллона с кислородом, водой.

Инженерами была продублирована, внимание, даже система герметизации. То есть, если вдруг случится разгерметизация скафандра из-за каких-то внешних факторов, то система автоматически переведет герметизацию костюма по внешнему желобу.

Мелочь, а приятно

Как устроен космический скафандр: почему он стоит как личный самолёт

За внушительным слоем внешней защиты скрывается еще более сложная, но элегантно скомпонованная инженерами техническая система. Разработчики позаботились не только о безопасности, но и об удобствах космических исследователей. Внутри скафандра можно обнаружить чесалку для носа, систему продувки ушей (в случае изменения давления) и специальный отсек для герметичной емкости с жидкостью, чтобы пить.

Теперь бы я хотел поговорить с вами о истории создания скафандров в СССР. Вот так плавно мы переходим ко второй главе.

История Советских скафандров

Как устроен космический скафандр: почему он стоит как личный самолёт

Рассказ об этом я думаю стоит с того, в какой стране впервые был разработан скафандр. Самый первый скафандр (СК-1) был разработан в СССР. Для меня это, безусловно, очередной повод для гордости за мою Родину.

Как устроен космический скафандр: почему он стоит как личный самолёт

СК-1 не был предназначен для работы в открытом космосе. Основная задача, которая была на него возложена, — это поддержание жизнедеятельности человека в течение 5 часов, если вдруг в кабине космического корабля неожиданно произойдет разгерметизация. Плюс, при возвращении на Землю человек, находящийся в таком костюме, мог рассчитывать на то, что до приезда помощи он сможет спокойно находиться в любой среде в течение 12 часов. Самым первым космонавтом, который осуществил выход на орбиту в скафандре СК-1, стал Юрий Алексеевич Гагарин — 12 апреля 1961-го года. В дальнейшем СК-1 использовался во всех полетах космических аппаратов «Восток».

Несмотря на то что эта разработка является довольно старой, скафандр уже имел несколько автоматизированных систем. Так, например, в шлеме был установлен специальный механический датчик, который при изменении давления перекрывал забрало, обеспечивая тем самым полную герметичность костюма. Если даже сегодня мы с трудом можем утверждать, что хорошо знаем поведение организма человека в космосе, то в те времена учеными этот аспект был и вовсе не изучен. Поэтому инженеры старались изо всех сил любыми возможностями создать условия, при которых пионеры исследований космоса будут живы.

Как устроен космический скафандр: почему он стоит как личный самолёт

Спустя четыре года в 1964-м, после множества сложных этапов разработки и тестирований советскими учеными была представлена абсолютно новая модель скафандр, известная ныне как «Беркут». Эта модель подлежала выходу в открытый космос и была еще более устойчива к внешней разгерметизации. Самыми первыми людьми в истории, осуществившими выход в открытый космос, которые ко всему прочему еще были одеты в эти скафандры стали Павел Беляев и Алексей Леонов.

«Беркут» имел ряд недостатков, которые ученым не удалось выявить во время тестирования. Оказывается, система поддавалась изменению давления и в конечном итоге Алексею Леонову было затруднительно вернуться на борт космического корабля, потому что скафандр увеличился в размерах.

Как устроен космический скафандр: почему он стоит как личный самолёт

Следующей моделью скафандра, которую выпустило советское научно-производственное предприятие «Звезда» в 1967 году стал «Ястреб». Самыми первыми космонавтами, которые осуществили переход между двумя пилотируемыми космическими кораблями «Союз–4» и «Союз–5» стали Евгений Хрунов и Алексей Елисеев. «Ястреб» конструктивно мало чем отличался от «Беркута», однако, в нем были исправлены все недочеты, которые были присущи прошлой модели скафандра. Также в «Ястребе» был реализован светофильтр, который защищал космонавтов от вредного воздействия солнечных лучей на зрение.

Как устроен космический скафандр: почему он стоит как личный самолёт

В 1969 году закончились работы над легендарным скафандром «Кречет» — предназначенного для выхода на Луну. На этот раз ученым пришлось изрядно потрудиться, так как кроме обычной герметичности костюма, требовалось разместить в нем полноценную систему жизнеобеспечения, благодаря которой астронавт мог бы автономно ходить по поверхности земного спутника в течение определенного количества времени.

В заднем отсеке, напоминающем чем-то довольно большой полый рюкзак, инженерам удалось вместить аккумулятор, систему вентилирования, сбора влаги, а также терморегулирования. «Кречет» являлся представителем полужестких скафандров, посему термин «надеть скафандр» был не применим к нему. В «Кречет» нужно было входить, и без помощи кого-то второго сделать это было невозможно. Так как советская программа исследования Луны предполагала полет лишь одного космонавта, на поясе был предусмотрен специальный «обруч», благодаря которому астронавт, в случае падения мог встать без посторонней помощи.

После «Кречета» научно-производственным предприятием «Звезда» был выпущен спасательный скафандр «Сокол». Что значит «спасательный»? Это значит, что изначально скафандр не предусмотрен для осуществления внекорабельной деятельности, а как следствие и выхода в открытый Космос. Однако все условия для него он поддерживает. Главной задачей, возлагаемой на «Сокола» была поддержка жизнедеятельности пилотов советских космических кораблей в течение 125 минут для осуществления посадки.

Как устроен космический скафандр: почему он стоит как личный самолёт

Как вы уже могли понять, «Кречет» был очень знаковой разработкой для Советского Союза, и несмотря на свертывание лунной программы, скафандр принес довольно много технологий, которые были применены в целом поколении скафандров «Орлан». Даже на сегодняшний день «Орлан» является актуальной линейкой спецэкипировки для полетов в Космос на МКС.

История их появления достаточно банальна. Активно использовавшиеся в те времена скафандры «Беркут» и «Ястреб» не имели возможности подгонки, и поэтому для каждого космонавта было необходимо изготавливать снаряжение, которое бы соответствовало всем индивидуальным параметрам космического путешественника. Плюс, они были довольно громоздкими, а в условиях ограниченного количества груза, которое можно было бы брать на космические станции «Союз» и «Прогресс», это было очень проблемным недостатком. «Орлан» впервые вступил в эксплуатацию во время выхода в открытый космос на станции «Салют–6» космонавтов Юрия Романенко и Георгия Гречко. Всего с 1977-го по 2018 год было выпущено шесть моделей скафандра «Орлан».

Последняя выпущенная актуальная модификация «Орлан–МКС» ждет испытаний в открытом космосе в ближайшее время. Федор Юрчихин и Сергей Рязанский станут первыми членами экипажа МКС (Международной Космической Станции), кто опробуют новейший отечественный скафандр в действии. Актуальным и эксплуатируемым начиная с 2009-го года скафандром является «Орлан–МК». Основным его отличием является наличие компьютерной системы позволяющей управлять всеми показателями скафандра, для большего комфорта находящегося в нем космонавта.

Космический блог: как надеть скафандр в невесомости

В прошедшие две недели по плану подготовки мы тренировались в условиях кратковременной невесомости. Полет совершается на борту самолёта-лаборатории ИЛ-76МДК по особой траектории — параболе Кеплера.

Самолет летит словно по горкам вверх-вниз, таким образом создавая поочередно эффект невесомости (так называемый "режим", длится около 20 секунд) и перегрузок — примерно в две единицы. За два дня у нас было четыре полета по десять "режимов" в каждом.

Целью было научится координировать свои движения в условиях невесомости. Сначала мы отрабатывали простейшее – учились перемещаться, например, от одного борта самолета к другому. К невесомости нужно адаптироваться, в таких условиях человек не чувствует своего веса – небольшое усилие, и ты уже летишь. Потом пошли упражнения посложнее — прыжки от пола к потолку, затем то же самое, но уже с полусальто – когда на потолок прилетаешь ногами, переворачиваешься и обратно.

<bold>Как полет во сне</bold>

Космическая станция – это многомодульная конструкция, в которой модули находятся и под 90 градусов, там необходимо перемещаться, так, чтобы ни руками, ни ногами не задеть какие-то тумблеры, ноутбуки, чтобы случайно ничего не выключить и не включить.

Очень необычное ощущение от такой тренировки. Состояние невесомости можно сравнить с плаванием в бассейне. В нем мы пытаемся ногами и руками бултыхать, чтобы продвинуться подальше. В невесомости тот же рефлекс срабатывает, хочешь ногами помочь, чтобы лучше летелось — а воздух, пинай-не пинай, все равно не поможет. А самое главное отличие: в состоянии невесомости можно свободно дышать.

Это как полет во сне: когда вам кажется, что вы перемещаетесь в пространстве. Оттолкнулся, и ты ничего не делаешь, только летишь. Ощущение легкости, удовольствия.

Для себя я вынес то, что каждое движение должно быть продумано, куда ты хочешь и с какой скоростью. Посмотрел куда тебе надо, плавно отталкиваешься и помогаешь ногами с тем усилием, которое необходимо для того, чтобы переместиться в другую точку. Если сделаешь большее усилие – можно врезаться в панель или улететь не туда. В первые полеты у нас были неуклюжие, чересчур осторожные движения. Но уже после четвертого почти все ребята освоили технику перемещения.

<bold>Фокус на штанах</bold>

Помимо координации мы должны были выполнить еще одну задачу — надеть специальное снаряжение, аварийно-спасательный скафандр "Сокол КВ-2". А это в условиях невесомости не так-то просто. Когда мы надеваем штаны на Земле, мы одну ногу приподнимаем, центр масс перемещаем и удерживаем себя в вертикальном положении – то есть координация отработана, и мы никуда не падаем. А в условиях невесомости необходимо сконцентрироваться именно на штанах, так как удерживать себя в пространстве не надо.

Ты взлетаешь — и рядом летит скафандр, сложность в том, что вы оба в полете. Берешь его и пытаешься просунуть ногу, потом вторую. Смотришь на штанину и надеваешь ее, понимая, что никакой точки опоры нет. В это время ты вращаешься, все вокруг тебя может крутиться, но твоя задача – вставить ноги в оболочки ног скафандра. Конечно, не получается так быстро, как хотелось бы, но главное в этой ситуации не суетиться.

И вот если со штанами все получилось, дальше идут рукава и шлем. Необходимо научиться не обращать внимания на то, что теряешь ориентацию в пространстве. Учитывая, что до этого у меня уже был опыт надевания скафандра, я за два режима его надел.

Другая особенность по ощущениям в невесомости — прилив крови к голове. Когда мы находимся в условиях гравитации, у нас часть крови находится в ногах и брюшной полости, в невесомости кровь распределяется по телу равномерно, вследствие чего в голову поступает больше крови, чем в обычных условиях, лицо при этом краснеет.

Если человек неподготовленный, со слабым вестибулярным аппаратом, могут возникнуть проблемы. У тех, кто хочет стать космонавтом, это проверяют на этапе отбора. Проводят тест на кресле кумуляции ускорения Кориолиса. Суть теста в том, что ты садишься, тебя крепят ремнями, ставят датчики, снимающие электрокардиограмму и давление. Потом закрываешь глаза и через определенный интервал поворачиваешь голову влево-вправо. И в это время кресло начинает вращаться. Кажется, что качаешься на качелях, только такой своеобразной восьмеркой. Минута, вторая, пятая, если десять минут высидел – все хорошо.

Потом нужно было пройти второй тест – в том же вращающемся кресле, но уже с наклонами корпуса, и продержаться надо было уже 20 минут. Только после этих тестов допускали к дальнейшему отбору. И у меня, и у ребят с вестибулярным аппаратом все в порядке, поэтому и тренировки на невесомость прошли нормально.

Конечно, после этих тренировок все сильно устали, это выматывает – перегрузка, невесомость, перегрузка, невесомость. Плюс эмоционально нагружено все это, поскольку необычно. Но мы получили массу удовольствия и были в восторге. Я просто наслаждался полетом. Не каждому человеку удается почувствовать в земных условиях, что такое летать.

<italic>Текст блога продиктован Олегом Блиновым по телефону корреспонденту Би-би-си Оксане Вождаевой. Олег любезно согласился ответить на интересующие вас вопросы — спрашивайте в комментариях.</italic>

Может ли космонавт сам надеть скафандр?

Может ли космонавт сам надеть скафандр?

Интересно

Скафандр является неотъемлемой частью путешествия за пределы нашей планеты. Он прошел долгий путь модернизации и на сегодняшний день является высокотехнологичным оборудованием. Как устроен космический костюм и можно ли его надеть самостоятельно?

Как устроены космические скафандры?

На сегодняшний день на МКС используются два типа скафандров – российские модифицированные «Орлан» и американские «EMU». Скафандры «Орлан» отличаются высоким качеством, защищают космонавта от перегрева-переохлаждения, солнечной радиации и метеоритных веществ. В таком костюме космонавт может довольно длительное время выполнять работы возле корабля.

Устройство скафандра

Устройство скафандра

Учитывая все характеристики, костюм подходит для людей с ростом 165-190 см. При этом вес самого скафандра составляет 110 кг. Скафандр является миниатюрным «космическим кораблем», так как обладает внушительным запасом автономности – человек может в нем находиться до 7 часов.

Самая новая модель «Орлана» имеет приставку «МКС», что значит модернизировано-компьютерно-синтетический. В этом скафандре можно провести до 10 часов автономно.

В костюме имеется система теплообеспечения, теплозащиты, система связи и передача ТЛМ (телеметрическая информация). Здесь есть запас питьевой воды, и даже устройство, позволяющее космонавту чесать нос.

Скафандр "Орлан-МКС"

Скафандр “Орлан-МКС”

Одной из главных особенностей скафандра является терморегуляционная система, своеобразный «климат-контроль». Когда человек выполняет различные работы в космосе, он серьезно нагружен и выделяет много тепла. Перегрев и пот могут быть опасными в этих условиях так же, как и переохлаждение. Космонавт может сам настраивать терморегуляцию в скафандре.

В новейших скафандрах педусмотрены специальные дисплеи, где отображена вся системная информация о костюме и настройки. Чтобы космонавт не потерялся, на экране выведено текущее положение относительно станции.

Жесткий корпус костюма сделан из сплава алюминия. Гермошлем и сам корпус являются одним целым. Штанины и рукава подвижные. Скафандр состоит из нескольких защитных слоев. Под основным корпусом располагается мягкий костюм для дополнительной терморегуляции, внутри которого расположены трубки с циркулирующей водой.

Существует также китайский скафандр, получивший название «Фэйтянь». Он выполнен на базе «Орлан-М», российской модели.

Скафандр "EMU"

Скафандр “EMU”

Для посадки и взлета космонавты используют другие костюмы – аварийно-спасательные. Главная задача таких скафандров – быть копией жизнеобеспечения корабля во время непредвиденной аварии и служить защитой для пилота, если тот вынужден катапультироваться в атмосфере.

В СССР таким костюмом был «СК1», в России сейчас используется «Сокол». В США раньше применяли скафандры «LES» (оранжевого цвета), сейчас – «SpaceX».

Как надевается скафандр?

Раньше космонавт не мог самостоятельно надевать скафандр. Лунная ракета СССР «H-1» могла нести на борту только одного пилота, и он сам не мог облачаться в него. Космонавты из США могли лететь вдвоем, поэтому перед ними не было такой проблемы – они помогали друг другу надевать костюм.

Перед советскими учеными предстояла задача изобрести костюм, который космонавт сможет надевать сам. Таким образом, была придумана «дверь» на спине. При помощи системы рычагов и тросов пилот мог сам закрывать крышку. Современные скафандры космонавты также могут надевать сами – залезая внутрь через специальную «дверь».

"Орлан-МКС", вид изнутри

“Орлан-МКС”, вид изнутри

Сперва ноги просовывают в штанины, подсоединяют трубки с охлаждением. Далее руки засовывают в рукава, а голову в шлем. После надеваются перчатки и закрывается дверь на спине. Обычно это делает помощник, но можно обойтись и без него.

Скафандр, разработанный США, можно надеть только при помощи одного, а то и двоих ассистентов, так как нужно соединить его отдельные части: перчатки, штаны, верх и шлем. Соединения представляют собой герметичные разъемы круглой формы. Снимается скафандр также при участии помощников.

Возможность самостоятельного надевания скафандра зависит от его конструкции и типа. Костюмы российского производства «Орлан-МКС» можно надевать-снимать самостоятельно, хоть для удобства обычно используются помощники. Американские скафандры «EMU» надеваются и снимаются только с помощью ассистентов.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Одеться в космос

Кроме скафандра космонавту на орбите требуется повседневная и рабочая одежда. На первый взгляд она почти неотличима от земной, но на самом деле соответствует особым условиям космоса. Вместе с Госкорпорацией «Роскосмос» разбираемся, что космонавты носят под скафандром, во что облачаются, когда в последнем нет необходимости, и что надевают, когда организму нужна помощь в адаптации к новым условиям.

Для большинства людей «космическая одежда» — это прежде всего скафандры. Разумеется, пилотируемой космонавтике без них не обойтись. Так, скафандры «Орлан» позволяют российским космонавтам выходить в открытый космос, чтобы работать вне станции, а «Сокол» могут спасти человеческие жизни при аварийной ситуации — разгерметизации космического корабля в полете или во время стыковки. Однако большую часть времени космонавты на МКС проводят не в скафандрах, а в повседневной и рабочей одежде, и от того, насколько она удобна и практична, зависит эффективность работы экипажа станции.

Как ни приятно бывает порой надеть любимую футболку или джинсы, космонавты могут взять с собой на орбиту лишь пять килограммов личных вещей. К тому же одежда в этом небольшом багаже занимает далеко не первое место: обычно на орбиту с собой берут предметы, которые напоминают о семье и доме или позволяют скрасить досуг.

Во время взлета под скафандрами на космонавтах надеты самые обыкновенные вещи, такие же, какие они носят каждый день. Надолго этой одежды, разумеется, не хватит. Поэтому на Земле космонавтам заранее шьют сменные комплекты. Космический гардероб отвечает значительному списку требований по гигиене, логистике, технике, безопасности и удобству использования.

Космический пошив

В экспедиции на МКС никому не хочется переживать о кожных инфекциях, раздражении и других проблемах, связанных с гигиеной. Этот вопрос особенно остро встает в условиях космоса, где доступ к воде существенно ограничен. По мнению специалистов Института медико-биологических проблем Российской академии наук (ИМБП РАН), которые разрабатывают одежду для космоса, самая гигиеничная ткань в XXI веке — обыкновенный хлопок. У него высокая паропроницаемость, он хорошо сохраняет тепло благодаря полым волокнам и не накапливает статическое электричество.

Повседневную одежду и белье для космонавтов шьют из почти стопроцентного хлопка, в который иногда добавляют нити эластана, чтобы придать ткани лучшую форму и гладкость. В ИМБП тщательно следят за качеством пошива и соответствию техническим требованиям. По словам Светланы Крютченко, ведущего конструктора ИМБП, внешняя и рабочая одежда изготовлена из ткани, в которой содержится в среднем 53 процента хлопка и 47 процентов полиэфира. Эксперименты с полностью синтетическими вещами закончились неудачно: они накапливали заряд и космонавтов часто било статическим током.

Облик вещей, созданных для космонавтов, определяет также главная особенность космического полета — микрогравитация. Например, карманы на одежде обязательно должны закрываться на молнии или трикотажные застежки-велкро, чтобы в условиях невесомости оттуда не вылетали мелкие предметы. Кроме того, на некоторые вещи по желанию можно нашить ленты-липучки. На них крепятся съемные карманы, подсумки или инструменты, снабженные подходящей липучкой.

А вот пуговиц на одежде, за исключением рубашек-поло, нет. Этого требуют правила безопасности: оторвавшаяся пуговица может угодить в систему вентиляции, или, что еще хуже, во время сна ее может случайно вдохнуть космонавт. Кстати, для защиты от вдыхания мелких предметов на спальных мешках есть специальные сеточки, которые можно надевать на голову. Впрочем, пользоваться ими или нет — личное дело каждого космонавта.

Предполетная подготовка

Перед запуском одежда для космонавтов проходит тщательную подготовку.

Специалисты ИМБП РАН осматривают и удаляют торчащие нити, узелки, волоски и другие мелкие дефекты. Затем одежду обеспыливают со всех сторон при помощи мощного пылесоса. Это нужно для того, чтобы минимизировать количество пыли на МКС: она забивается в фильтры системы вентиляции и может пагубно сказываться на здоровье космонавтов. После комплект одежды упаковывают в герметичный пакет, на котором указан размер и имя владельца, и откачивают воздух, чтобы максимально сократить его объем.

Наконец, когда партия одежды для космонавта почти готова, она отправляется на просветку рентгеном. Для этого, по словам специалистов ИМБП, подойдет любой медицинский рентгеновский аппарат. В пакетах ищут посторонние металлические предметы. И очень редко, но находят: за всю историю отечественной космонавтики это случались лишь пару-тройку раз. Говорят, что в Институте медико-биологических проблем РАН даже есть небольшая коллекция рентгеновских снимков космической одежды с посторонними предметами.

После рентгенографии партию отправляют на стерилизацию. Одежду облучают пучком быстрых нейтронов, убивая бактерии и вирусы, которые могли попасть в упаковку. Доза излучения составляет около 15 Грей. Поскольку для стерилизации используются быстрые нейтроны, они не успевают достаточно замедлиться и рассеяться в одежде, поэтому наведенная радиоактивность не возникает. Схожий метод в повседневной жизни может применяться для обеззараживания медицинских инструментов и консервов. После стерилизации одежда готова к отправке в космос.

Не стирать, а утилизировать

Отправка грузовых кораблей к МКС — дорогое удовольствие, которое сопряжено с решением сложных логистических задач. На орбиту корабли прилетают всего несколько раз в год, а их грузоподъемность и объем отсека для полезной нагрузки ограничены. Таким образом, на счету оказывается каждый килограмм.

Кроме запасов топлива и оборудования для экспериментов, немалая доля доставляемых на станцию грузов приходится на припасы для экипажа: кислород, воду, пищу и… одежду. В связи с этим необходимо, чтобы вещи, которые носят космонавты, были как можно легче и компактнее. Эти требования определяют как выбор фасона одежды, так и процесс ее подготовки к отправке в космос.

На орбиту доставляют много одежды. Для каждого космонавта на полугодовое пребывание на станции ее предусмотрено от 20 до 30 килограммов. Причина тому — жесткая экономия воды в космосе. Баки с водой довольно массивные и объемные, поэтому много воды на орбиту доставить невозможно. Вместе с тем это — ценнейший ресурс, который необходим для питья и приготовления пищи, получения кислорода, личной гигиены экипажа и поддержания работы некоторых систем МКС. Поэтому космонавтам приходится расходовать запас воды очень экономно и идти на определенные компромиссы.

Среди прочего, на станции нет возможности постирать грязные вещи. На стирку уходило бы слишком много драгоценной воды, поэтому при проектировании МКС от такой возможности решили отказаться. Поднять на станцию запас свежей — и фактически одноразовой — одежды оказалось проще, чем дополнительный объем воды, необходимый для стирок. Поэтому космонавты не стирают использованную одежду, а просто открывают свежий комплект.

академия вампиров 2 ледяной укус фильм

никогда не сдавайся 4 актеры

дьявольский возлюбленный 2 сезон 3 серия

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector