Сколько экипаж МКС может продержаться без поставок с Земли?

Кто сверлил МКС: слухи и факты

Уже две недели длится запутанная история с внезапной потерей герметичности крупнейшего рукотворного космического объекта — МКС. Какие причины могли вызвать появление дыры в обшивке и насколько они вероятны?

Падение давления на МКС было обнаружено датчиками 30 августа. Воздух терялся достаточно медленно: у космонавтов было достаточно времени, чтобы найти источник утечки. Воздух уходил из бытового отсека пристыкованного к станции корабля «Союз» через отверстие диаметром 2 мм.

Утечка была небольшой — когда в ЦУПе увидели ее по показаниям приборов, передающих данные на Землю, они даже не стали с ходу будить космонавтов, дав им доспать положенное. Да и заделать ее удалось быстро и простейшей заплаткой из герметика у удерживающей основы. Однако из этой небольшой неприятности очень быстро начал расти масштабный скандал. По фото стало ясно, что дырка сделана сверлом. То есть это не несчастный случай с метеоритом, а либо халатность, либо диверсия. Неприятно, когда с космическим кораблем случается и то и другое.

Случайные повреждения космических кораблей «Союз» при сборке бывали и ранее. Но российская межведомственная комиссия не смогла быстро найти тех, кто сверлил дырку в российском «Союзе» на Земле, поэтому под подозрение попали и космонавты.

«Проверяется версия земная. Но есть и другая версия, которую мы не отметаем: преднамеренное воздействие в космосе. Там несколько попыток воздействия сверлом», — заявил 3 сентября глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин.

Определить причины появления отверстия в МКС было поручено специальной комиссии «Роскосмоса». Это происходило на фоне ухудшающихся отношений России со странами Запада. Великобритания заявила, что нашла отравителей семьи Скрипалей, а США сочли это достаточным доказательством, чтобы ввести новые санкции. Сначала телеграм-каналы, а 12 сентября «Коммерсант» со ссылкой на источники сообщили: комиссия предполагает, что отверстие сделали американские космонавты, чтобы NASA не пришлось платить за внеочередной вызов «Союза».

Эвакуация русских и стойкость американцев

Можно не дожидаться официальных выводов комиссии «Роскосмоса», чтобы указать на несостоятельность этой версии, которая пиарится за счет напряженных отношений России и США. Заявление о преднамеренном создании дырки для экономии на эвакуации астронавта рассчитано только на аудиторию, бесконечно далекую от космоса. И NASA, и «Роскосмос» не колеблясь отправили бы больного космонавта на Землю, не считаясь с расходами. В 1985 году космонавт Владимир Васютин скрыл болезнь, которая обострилась на орбитальной станции «Салют-7». Весь экипаж был эвакуирован на Землю, хотя это сорвало три последующие экспедиции и стыковку с американским шаттлом.

В любом случае американцы никак не могли рассчитывать на «халявную» эвакуацию из-за двухмиллиметровой дырки. Например, 25 июня 1997 года на станции «Мир» пробовали экспериментальную ручную стыковку транспортного «Прогресса» со станцией. Использование автоматической стыковки было слишком дорого для небогатой в 1990-е российской космической индустрии. Но «что-то пошло не так», и вместо стыковки немаленький корабль ударил модуль «Спектр», где в те годы ночевали американские астронавты, работавшие на станции.

В «Спектре» образовалась дырка не в 3 квадратных миллиметра, как обнаруженная в августе на «Союзе», а минимум в 200, и воздух стал со свистом уходить. Связи с ЦУПом в этот момент не было, но космонавты могли немедленно эвакуироваться на пристыкованном к «Миру» корабле «Союз». Двое русских и один американец среагировали в высшей степени достойно. В 1990-е в нашем космосе многое делалось по принципу «как бы поменьше потратить». Одним из следствий поспешных решений оказалась невозможность закрыть люк поврежденного «Спектра»: через него проложили кабель, по которому энергия от солнечных батарей модуля шла на станцию. Космонавты мгновенно оценили ситуацию, поняв, что станция хоть и с трудом, но сможет работать без половины электроснабжения, перерубили кабель и задраили люк.

«Спектр» так навсегда и остался задраенным и изолированным от «Мира». Найти и изолировать его дырки в космосе было нереально: это можно понять, посмотрев фотографии до и после аварии (ниже). Но даже после такого избиения одного из важнейших модулей «Мира» станция еще годами летала в космосе — и никого оттуда досрочно не эвакуировали.

Даже после такого избиения одного из важнейших модулей «Мира» станция еще годами летала в космосе — и никого оттуда досрочно не эвакуировали.

До августа новый корабль на «Мир» так и не прилетел, электричества не хватало, и часть экспериментов не были проведены. Но NASA и американский астронавт Майлк Фоул, находившийся на борту «Мира», ни в чем не упрекнули Россию как инициатора эксперимента, хотя в «Спектре» было много недешевого американского оборудования. Фоулу пришлось даже средства личной гигиены брать у русских.

Как просверлить «Союз»

Бытовой отсек «Союза» значимого научного оборудования не содержал. Роли в энергоснабжении станции он не играет вообще. Объем его составляет сотые доли от общего гермообъема станции — в отличие от крупного «Спектра». Никаких нештатных кабелей через открытый люк там не проложено — задраить его можно за секунды, и на работоспособности станции это вообще не скажется. Шансов, что после дырки в нем «больного» американского астронавта эвакуируют, ровно ноль.

Могли ли вообще американцы просверлить отверстие? Версия о дрели в американских руках плоха еще с одной точки зрения. Дело в том, что обшивка «Союза» задумывалась как однослойная. То есть дырка вела прямо в вакуум. Да, по требованию NASA снаружи «Союзов» теперь есть «противометеоритная защита», но она негерметичная.

А это значит, что сразу после использования дрели тут же была бы заметная утечка воздуха. Замазать дырку клеем (без тканевой основы) можно на Земле, но не в космосе: снаружи вакуум, а внутри станции давление в одну атмосферу — клей будет «выдувать» наружу с утекающим воздухом. Однако на самом деле наземные центры управления полетами не видели ничего подобного на датчиках, контролирующих давление на станции. Никакого резкого появления утечки не было. Со ссылкой на источники РИА сообщает, что приборы МКС выявили нарастающее падение давления в станции еще за пару суток до 30 августа. Никто даже не начинал беспокоиться: в космосе много микрометеоритов, потеря давления бывает часто, но на такой скорости она не опасна — пока давление не начало падать на 0,8 миллиметра ртутного столба за сутки (то есть до 30 августа).

Конечно, сторонники версии американской виновности и тут найдут за что зацепиться. Российская сторона экономит на оснащении своих станций, поэтому данные о скорости утечки фиксировались приборами американской стороны, которая и передавала их российскому ЦУП.

Но даже если предположить тотальный американский заговор с подделкой данных по темпам утечки воздуха, незаметно сделать отверстие не удалось бы.

Максимальная шумность на МКС — 72 децибела, а дрели работают громче 80 и даже 90 децибел. К тому же, согласно неофициальным данным о ходе расследования комиссии, просверлить дырку, судя по следам вокруг нее, удалось только с восьмой попытки. То есть какой-то американец должен был конкретно шуметь дрелью в российском сегменте станции. К тому же в невесомости смертельно опасны любые металлические опилки, потому что они твердые, мелкие и всюду проникают. Опасность от них грозит крайне уязвимому вентиляционному оборудованию и здоровью самих космонавтов — элементарное попадание металлической соринки в глаз на МКС превращается в большую проблему.

Осмотр в месте утечки ничего не дал — следов такой металлической стружки не найдено, только следы клея в дырке. Вариантов, почему стружки не было найдено, всего два — либо сверлили на Земле, где стружка падает на пол и ее легко убрать, либо сверлили в космосе, но с пылесосом, работающим одновременно с дрелью. Для этого команда с дрелью должна состоять из двух человек и шуметь и ею, и пылесосом одновременно. Как российские космонавты могли не заметить, что двое американцев в нашем сегменте МКС гудят изо всех сил?

Конец теории заговора

Получается, американцы могли сделать дырку в «Союзе» только в одном случае. 15 августа 2018 года оба российских космонавта выходили на семь часов поработать снаружи МКС. Оттуда не слышен ни пылесос, ни дрель: вакуум. В теории можно попробовать просверлить дырку. Напомним, что без тканевой основы-латки клею будет трудно закрепиться. Допустим, это удалось, но мотива для такого хитрого и непонятного деяния у американцев нет: нельзя заранее сказать, сколько дней клей продержится в космосе. Никто не проводил опытов такого рода — всегда идет расчет на тканевую основу. Могло получиться и так, что клей продержался бы вплоть до падения бытового отсека «Союза» в атмосферу, где тот сгорает. И тогда зачем вообще все?

Есть и другая проблема. В космосе «Союз» заставлен оборудованием настолько, что нереально подобраться к стенке так, чтобы сделать в ней дырку под тем углом, что показан на фотографиях с борта станции.

Источник «РИА Новости» в космической отрасли сообщил, что в «Энергии» еще в начале работы комиссии провели наземный натурный эксперимент и выяснили, что для того, чтобы просверлить отверстие в том месте, где его нашли, в условиях орбитального полета потребуется сверло в полметра длиной. На МКС такие диковинки отсутствуют.

Можно и дальше спекулировать на тему попытки NASA устранить «Союзы» в предверии запусков пилотируемых кораблей Dragon. Но аппараты SpaceX полетят к МКС не раньше апреля 2019 года. И даже после этого, судя по опыту грузовых кораблей, запуски будут смешанные: каждый из них будет доставлять российский и американский экипаж (а также других участников проекта), чтобы снизить нагрузку на каждую из стран. Ведь МКС — это не мегавыгодный бизнес, а дорогой научный эксперимент, в котором каждая из стран взяла свою долю нагрузки.

Вернуться на Землю

Наиболее вероятная версия дырки от дрели в стенке «Союза» озвучена еще в начале сентября. Виктор Миненко, бывший сотрудник «Энергии», которая делала «Союз», рассказал, что в одном спускаемом аппарате уже после посадки одного из кораблей обнаружили насквозь просверленное отверстие. Оно было заделано эпоксидной смолой, и затычка выдержала посадку. Виновный монтажник был найден и уволен. Миненко добавил, что таких случаев было много.

История с диверсантами выгодна ответственному за приемку, если он хочет избежать суда. В 2013 году вскоре после старта взорвалась грузовая ракета «Протон». В результате расследования был осужден не только «маленький человек» — молодой работник «Роскосмоса», — но и глава приемки, подписавший бумагу о «Протоне». Понятно, что опасность суда может спровоцировать создание «американской версии».

Однако цена такого «маневра» для России в целом будет слишком высока. Наш пилотируемый космос существует только потому, что космонавтам есть куда летать. Пока ни в одной программе не заложены расходы на собственную орбитальную станцию. Стоит ли рассказами про американцев-диверсантов настраивать против себя NASA, которой и так достается за сотрудничество с Россией?

Американский астронавт Эндрю Фьюстел, командующий сейчас на МКС, в интервью ABC прямо сказал: «Я считаю просто постыдным и до некоторой степени возмутительным то, что кто-то вообще тратит время на разговоры о вине экипажа». Испортить отношения с американцами из-за безответственности отдельных работников нашей космической отрасли — значит рисковать всей российской пилотируемой программой.

К счастью, в российском правительстве эта мысль близка многим. Еще 3 сентября глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин говорил, что отверстие мог сделать кто-то из экипажа МКС. Но 12 сентября вице-премьер Юрий Борисов четко заявил, что предположения о виновности американцев неприемлемы и говорить об этом следует лишь после окончания расследования. Глава «Роскосмоса» согласился с этой позицией куратора отрасли, и до конца расследования NASA и наша госкорпорация воздержатся от дальнейших комментариев.

Жизнь после МКС: куда летать космонавтам с 2025 года

На прошлой неделе возобновились дискуссии о судьбе Международной космической станции. Вот слова первого заместителя гендиректора ракетно-космической корпорации «Энергия» Владимира Соловьева на заседании Совета РАН по космосу: «Уже сейчас есть ряд элементов, которые серьезно затронуты повреждениями и выходят из эксплуатации. Многие из них не подлежат замене. После 2025 года мы прогнозируем лавинообразный выход из строя многочисленных элементов». Альтернативой МКС Соловьев назвал РОСС — Российскую орбитальную служебную станцию, которую предлагается создавать без американцев.

Слова специалиста породили вал комментариев, и даже официальное опровержение от Роскосмоса. Давайте разберемся, действительно ли МКС разваливается, и куда будут летать наши космонавты после 2024 года.

Строительство Международной космической станции началось в 1998 году со стыковки двух модулей: «Зари» и «Юнити». «Заря» считается частью российского сегмента МКС и производилась в России на основе советского задела по станции «Мир-2». Но оплачивалось производство и запуск модуля по заказу американской компании Boeing. Сейчас об этом не любят вспоминать в официальных публикациях, но тогда это было частью негласной американской программы по поддержке российской космонавтики.

В 2000 году российский сегмент пополнился российским служебным модулем «Звезда», и с этого момента МКС стала полноценно долговременной орбитальной станцией. На борту «Звезды» располагается система управления станцией, системы жизнеобеспечения, ракетные двигатели коррекции и ориентации. Такие необходимые вещи в долговременной пилотируемой станции как туалет, водопровод, каюты экипажа, кухня и тренажеры тоже там. Американско-российская «Заря» же сейчас используется в основном как склад.

МКС в 2000 году, состоящая из трех модулей: «Звезда», «Заря» и «Юнити»

В 2010-е строительство станции в основном завершилось. Американцы только добавили экспериментальный надувной модуль Beam и стыковочные узлы для своих новых кораблей.

МКС в 2018 году, вид сверху. В нижней части снимка — модуль «Звезда»

Теперь у американцев на станции есть свои лаборатории, тренажеры, каюты, кухня и туалеты, но ключевое значение «Звезды» для всей Международной космической станции сохраняется. Через кормовой стыковочный узел «Звезды» модули заправляют топливом и пополняют запасы питьевой воды. Но более важно то, что «Звезда» выполняет задачи ориентации и коррекции орбиты.

Коррекция — это изменение высоты орбиты, то есть приращение скорости станции. Коррекция выполняется либо маршевыми двигателями «Звезды», либо двигателями грузовиков «Прогресс», пристыкованных к кормовому узлу модуля.

А ориентация станции нужна для того, чтобы та всегда была развернута солнечными батареями к Солнцу, радиаторами от него, а корпусом — параллельно земной поверхности. Ориентация станции выполняется не только ракетными двигателями «Звезды», но и блоком гиродинов на американском сегменте. Это массивные колеса, которые раскручиваются или тормозятся электродвигателями, чем воздействуют на всю станцию по принципу «сила действия равна силе противодействия». Когда скорость гиродина достигает максимальной, ему требуется «разгрузка», т.е. торможение. Во время разгрузки крутящий момент тормозящегося гиродина компенсируется включением ракетного двигателя ориентации на «Звезде», и ориентация всей станции не меняется.

Сочетание американских гиродинов и российских двигателей ориентации — это один из ключевых элементов «брачного контракта», который делает невозможным «развод» двух сегментов на две отдельные станции. Если использовать для ориентации только ракетные двигатели, то топливо быстро иссякнет. Поэтому пока нет аналогичных гиродинов на российском сегменте, любые разговоры про отделение от американцев — профанация. На советских станциях были свои гиродины. Если окажетесь в павильоне «Космонавтика и авиация» на ВДНХ, обратите внимание на черно-белые «шары» которые размещены на макете станции «Мир».

Макеты гиродинов системы ориентации станции «Мир» в павильоне «Космонавтика и авиация» на ВДНХ

Кроме того, сейчас российский сегмент МКС обеспечивается электропитанием от американских солнечных батарей, а до недавнего времени значительная доля информации передавалась через американскую спутниковую систему связи TDRS. На снимках МКС можно увидеть спутниковые тарелки направленные вверх — к геостационарным ретрансляторам, а не к Земле.

Фрагмент МКС со спутниковыми тарелками американского сегмента

Соглашение о совместной эксплуатации МКС действует до 2024 года . Никакого разделения после этого срока не предполагается. Станция должна быть управляемо сведена с орбиты двигателями российского сегмента.

Но при этом обе страны заинтересованы в том, чтобы МКС продолжала летать и дальше, до 2028 или 2030 года в совместной конфигурации. Основная причина такой заинтересованности в отсутствии какой-либо замены для МКС у всех участников программы. США потратили немало денег и времени на создание нескольких грузовых и пилотируемых кораблей исключительно для снабжения станции: Dragon, Cygnus, Crew Dragon, Starliner, Dream Chaser. Причем последние два еще находятся в разработке. Создавать в течение десяти лет такой «автопарк», чтобы гонять его лишь четыре года NASA не выгодно.

Окололунная станция Gateway, которую планирует создать NASA в этом десятилетии, не заменит МКС (о проекте подробнее читайте в материале «Промежуточная станция»). Она будет меньше, полеты туда будут редки, надолго астронавты там задерживаться не будут. Под Gateway также разрабатывается отдельная линейка кораблей снабжения.

Рендер проектируемой лунной орбитальной станции Gateway

Разработка и эксплуатации собственной станции — это намного дороже. Сегодня такое по силам только Китаю — который выделяет на космос как минимум в три раза больше России — и США, чей космический бюджет превышает российский примерно в 10-12 раз.

На пути к собственной российской станции есть проблемы и политического характера. Сейчас единственная пусковая площадка для пилотируемых кораблей «Союз» — это Байконур, то есть Казахстан. Роскосмос спокойно ею пользуется поскольку в этих полетах заинтересована не только Россия, но и США. Этой паре Казахстан возражать не будет никогда. Но создание российской станции «под Байконур» автоматически передаст «ключи» от неё Казахстану. И как он этим воспользуется, никто не предскажет. Хотя у России и Казахстана дружба, Таможенный союз и даже совместный космический проект «Байтерек», нет гарантий, что это продолжится хотя бы 15-20 лет, нужных на постройку и работу станции. Единственный выход — запускать экипажи с Восточного. Это уже в планах Роскосмоса, но для начала таких полетов нужна стартовая площадка для «Ангары» (сейчас строится, но там еще не меньше года бетон лить). И новый пилотируемый корабль «Орел», но для него пока сделали только «днище и отдельные силовые конструкции».

С модулями будущей российской станции тоже не всё гладко, как на бумаге. Ранее предлагалось собрать новую станцию из «Науки», Узлового и Научно-энергетического модуля. Но оказалось, что базового модуля-то среди них нет. Начинать станцию нужно с новой «Звезды», производства которой не сохранилось с советских времен. Его осваивать заново: вероятно, на базе технологии Научно-энергетического модуля. Но чтобы убедиться в его готовности, придется его испытать, и получить опыт эксплуатации.

Поэтому можно предположить список условий, которые позволят уверенно говорить о создании и запуске российской космической станции:

На Восточном построен стартовый стол для ракеты «Ангара» с функцией пилотируемых запусков.

Готов к регулярным полетам новый корабль «Орёл».

Прошел летные испытания Научно-энергетический модуль на МКС.

Россия вошла в тройку крупнейших экономик мира (или радикально увеличила финансирование своей космической программы).

Конечно, прямо в такой очередности им происходить не обязательно, можно приближать их параллельно, и уже сейчас приступать к разработке станции — но зачем, если есть МКС? Нормально же летаем. Решение о продлении полета МКС будет приниматься не инженерами, а политиками США и России. Решат, что жить вместе невмоготу даже в космосе — инженеры будут плакать, но топить самое сложное творение человеческих рук. Решат продолжать совместные полеты — инженеры займутся капитальным ремонтом, и сделают всё возможное, чтобы продолжать полет без отказов. Самый серьезный фактор, способный повлиять на решения политиков — это безопасность экипажа. Именно поэтому РКК «Энергия» и предрекает «лавинообразные отказы» после 2025 года, аккурат когда ожидается выполнение первых трех вышеперечисленных пунктов. Эти предсказания диктуются стремлением уже сейчас обеспечить себя заказами на новую станцию.

«Союз» с американцами. Россия заработала почти $4 млрд на доставке на МКС астронавтов США

«Союз» с американцами. Россия заработала почти $4 млрд на доставке на МКС астронавтов США

К июлю текущего года Вашингтон потратил $3,9 млрд на то, чтобы доставить своих астронавтов на МКС на российских «Союзах». В соответствующем отчете, обнародованном на официальном сайте NASA, говорится, что российскими космическими кораблями американцы вынуждены пользоваться из-за отсутствии своих собственных. Пилотируемая программа США с 2011 года напрямую завязана на «Роскосмос». Ввод американских кораблей Dragon переносится с 2014 года и затягивается до 2021 года.

Постоянное временное

В течение двадцати лет существования МКС, российские «Союзы» и американские Space Shuttle провели 85 пилотируемых полетов до космической станции. За это время на космической станции побывало 239 астронавтов и космонавтов. На сегодняшний день пилотируемая программа США практически полностью зависит от России.

После того, как в 2011 свернулась программа Space Shuttle, которую сочли экономически нецелесообразной, американцы остались без собственных средств доставки астронавтов на орбиту. Поэтому, чтобы не остаться без космических исследований, США были вынуждены воспользоваться «Союзами».

Изначально NASA планировали, что быстро откажутся от использования российских кораблей, возлагая большие надежды на пилотируемые корабли Dragon-2 (Crew Dragon), разработчиками которых по контракту NASA с 2014 года выступают компании SpaceX и Starliner компании Boeing.

Но на деле оказалось, что для реализации этих проектов необходимо намного больше времени, чем планировалось изначально. Неоднократно откладывались и переносились испытания новых кораблей.

Цена посадочного места

Из-за этого директор NASA Джим Брайденстайн в официальном порядке обратился к директору «Роскосмоса» Дмитрию Рогозину, попросив о дополнительных местах для американских астронавтов. Но в ноябре этого года, как сообщало ИА REGNUM, директор управления космических операций NASA Ридж Боуман заявил, что экипаж американского сегмента МКС может быть временно сокращён с трёх человек до одного.

При доставке на российских кораблях серии «Союз МС» одно «посадочное место» астронавта обходится NASA почти в $86 млн.

Именно так в NASA посчитали расходы на сотрудничество с Россией. Эксперты агентства выяснили, что доставить одного человека на корабле Starliner (Boeing) будет стоить $90 млн. А вот примерная стоимость одного места на борту SpaceX Crew Dragon — $55 млн. Так что доставка астронавтов к МКС на кораблях Boeing будет стоить на 60% больше, чем при использовании кораблей SpaceX . Соответствующая информация содержится в отчете управления генерального инспектора NASA.

Российские разработки

Тем временем Россия, продолжая активно эксплуатировать «Союзы», разрабатывает новые пути в космос. Так, сегодня стало известно, что «Роскосмосом» получен патент на схему двигателя для самолета, который может совершать кратковременные полеты с гиперзвуковой скоростью, а также проводить запуски ракет в космос. Соответствующая информация содержится в описании к изобретению, обнародованном на официальном сайте Роспатента.

Как уточняется, в «Роскосмосе» разработали схему комбинированного двигателя, в котором совмещаются возможности воздушно-реактивного двигателя и жидкостного ракетного двигателя.

Его можно использовать «для создания авиационно-космической системы горизонтального старта или же для создания самолета, который будет иметь возможность осуществлять кратковременный полет с гиперзвуковой скоростью.

Такой самолет будет выступать своеобразной многоразовой первой ступенью, выводящей ракеты в космос. Он будет совершать взлеты с аэродрома, набирать скорость до шести Махов и запускать со своего борта космическую ракету.

Сколько российских космонавтов побывало на МКС?

Это был Хэллоуин, когда в 2000 году российский ракета «Союз» стартовала с космодрома Байконур в Казахстане и сразу попала в историю. На ее борту был один американский астронавт и два российских космонавта: Уильям Шеперд, Юрий Гидзенко и Сергей Крикалев. Через два дня они состыковались с Международной космической станцией и стали первыми людьми, кто поселился на околоземной орбите.

С тех пор, на протяжении двух десятилетий, на МКС побывали 241 женщин и мужчин из 19 стран. Некоторые из них называли станцию домом почти целый год.

МКС

Мало места

Россия по численности побывавших на станции людей уступает только США – но в 3 раза! За все это время там побывал 151 американский астронавт, а российских космонавтов – всего 49 человек.

Такое превосходство американцев над русскими связано с вместимостью космических кораблей. Американский «Шаттл», космический челнок для доставки грузов и астронавтов на орбиту, вмещал на борту большее число астронавтов, чем российский корабль «Союз» – восемь мест против трех. И даже после катастрофы «Колумбии» (одна из пяти модификаций шаттлов), когда стало ясно, что карьера шаттлов предрешена, был еще один набор в 2004 году, и из 11 человек 10 успели слетать на на них.

Слева: Шаттл «Дискавери»; справа: Космический корабль

Слева: Шаттл «Дискавери»; справа: Космический корабль «Союз»

Кроме того, именно при помощи шаттлов американцы доставляли грузы на станцию – в беспилотном режиме эти корабли не летали и приходилось каждый раз отправлять с ними экипаж. Ровно поэтому подавляющее большинство астронавтов США, побывавших на МКС, не задерживались там надолго. Если посмотреть на число членов долгосрочных экспедиций, то у США их 61 из всех 151, а у России 43 из 49. Потому что с грузами к МКС у России летал беспилотный «Прогресс».

Космонавт Юрий Иванович Онуфриенко и астронавт Карл Э. Вальц - в космическом корабле

Космонавт Юрий Иванович Онуфриенко и астронавт Карл Э. Вальц — в космическом корабле «Союз-3».

Кого пускают на МКС?

Кто же эти 49 избранных космонавтов? Кто полетит на МКС, решает космическое агентство и Центр подготовки космонавтов по итогам открытого конкурса. Открытые наборы проводятся с 2012 года, а значит шанс стать космонавтом и полететь к МКС есть не только у военных летчиков и сотрудников ракетно-космической отрасли (как было раньше). Теперь командиром корабля может быть ученый, например, биолог.

Нижней возрастной планки нет, но кандидат должен успеть получить высшее образование и отработать по специальности не менее трех лет. Предельный возраст – 35 лет. Отправиться к МКС могут мужчины и женщины, но за все время только одна женщина-космонавт из России побывала на МКС. Ее зовут Елена Серова.

Елена Серова на борту МКС

Елена Серова на борту МКС

Дождавшись отбора, кандидату нужно успешно пройти «космическое» собеседование и вступительные тесты и посвятить подготовке не менее шести лет.

«Например, космонавт должен уметь спрыгныть с самолета с парашютом и решить задачу до того, как парашют раскроется. Это также тест на стрессоустойчивость. Я был удивлен, но, в среднем, я делаю это в два раза быстрее, чем на земле (12 секунд против 24 секунд)», – рассказывает Сергей Рязанский, он был на МКС дважды.

«Еще одно испытание, это когда ты заперт в крохотной комнате на три дня без сна и все это время ты должен бесспрерывно что-то делать — писать, говорить, полностью сосредоточившись на задаче. Если ты будешь вынужден делать экстренную посадку, ты должен реагировать быстро, потому что одна пропущенная секунда в такой ситуации равна отклонению на 80-200 км от пункта назначения на Земле», – говорит Рязанский.

После отбора нужно дождаться назначения в экипаж и, собственно, полететь в космос. Но последнее может никогда не случится. Вообще космонавт, который никогда не был в космосе – не такая и редкость. После того, как «Колумбия» распалась в атмосфере Земли и убила весь экипаж из семи человек, NASA в 2005 году выкупило все места для ученых в составе будущих международных экипажей вплоть до 2017 года в российском кораблей «Союз» – до первого пилотируемого полета Crew Dragon в 2020 году, он был единственным средством доставки экипажей на МКС. Российским космонавтам-ученым пришлось ждать 12 лет, чтобы хоть кто-то из них попал на МКС.

Сейчас в российском отряде космонавтов в статусе «активный» (то есть готовый к полету) числиться 31 космонавт, и из них 19 никогда не были в космосе.

Маск впервые отправил людей на МКС. Что это значит для космонавтики и всех нас

В воскресенье, 31 мая, частный космический корабль Crew Dragon с людьми на борту впервые пристыковался к МКС. Изначально запуск должен был состояться 27 мая, но его отложили из‑за погодных условий. Корабль стартовал накануне с космодрома во Флориде на Falcon 9, ракете компании SpaceX. На борту находились два американских астронавта — Роберт Бенкен и Дуглас Херли, отправка которых на МКС и была целью этого пробного запуска. Выйдя на орбиту, они назвали свой корабль Endeavour (с англ. — «Стремление») в честь шаттла, который был первым в их карьере и последним в программе NASA Space Shuttle.

Астронавты проведут на МКС примерно 110 дней, но точная дата возвращения на Землю пока неизвестна. «Именно возвращение на Землю — та часть полета, которая волнует меня больше всего , — рассказал Aviation Week основатель SpaceX Илон Маск. — Вероятно, этого не случится в ближайшие несколько месяцев».

Как запуск Dragon Crew изменит космонавтику

30 мая произошел первый пилотируемый полет с участием частной компании, а также первый полет пилотируемого американского корабля с 2011 года . Тогда NASA закрыло программу Space Shuttle и обратилось к двум частным компаниям — SpaceX и Boeing, — чтобы те создали космический аппарат, который, как автомобиль, можно было бы взять напрокат. Это было бы гораздо дешевле, чем разрабатывать и строить его самостоятельно: NASA бы просто «покупало билет» на борт, чтобы доставлять своих космонавтов на МКС, как они делали это с помощью российских «Союзов». Обе компании получили деньги и начали работу.

Корабль Boeing для пилотируемых полетов называется Starliner, его последний полет состоялся 20 декабря 2019 года. Тогда он успешно взлетел, но не смог выйти на запланированную орбиту. В NASA заявили, что корабль по ошибке использовал больше топлива, чем планировалось, поэтому от сближения с МКС было решено отказаться. Чтобы, как и SpaceX, провести пробный запуск с космонавтами на борту, Starliner придется повторить предыдущий полет.

Но не все было гладко и у SpaceX. Компания, как и Boeing, существенно отставала от графика: по планам NASA, их шаттлы должны были летать уже в 2017 году. Полет с космонавтами на борту планировали совершить в ноябре 2019 года, но снова отложили из‑за взрыва Dragon Crew во время испытаний. Тем не менее к тому моменту шаттл уже успели опробовать: он летал на МКС, но без пассажиров.

Axiom Space is actively seeking applications from engineers in all stages of their careers, working toward successful launch & integration of the first Axiom modules to @Space_Station in the middle of the decade.

На данный момент работа МКС продлена до 2024 года. После завершения работы миссии в NASA не исключают передачу станции в частные руки, однако пока только изучают возможность ее использования в инновационной и туристической сфере. Последнюю рассматривают и в SpaceX. Например, несколько месяцев назад компания совместно с Axiom Space, которая работает над созданием первых коммерческих модулей МКС для космических туристов, рассказала, что к концу 2021 года планирует отправить троих туристов на МКС в 10-дневное путешествие. Билет обойдется в 55 млн долларов, и, по словам Axiom, одно место уже было забронировано. «Этот полет станет еще одним шагом в сторону универсального доступа в космос», — уверен глава Axiom Майкл Суффредини.

Одна из главных особенностей Falcon 9, которая доставляет Dragon Crew, — возможность несколько раз использовать первую ступень ракеты и экономить на новых запусках. После завершения последнего полета первая ступень уже вернулась на Землю и приземлилась на плавучую платформу в Атлантическом океане. SpaceX полтора года тестировала возможность сажать ракеты на плавучие платформы — ей потребовалось шесть неудачных попыток, прежде чем ракета приземлилась и не взорвалась.

Кроме того, ракеты SpaceX в отличие от Boeing с нуля производят в Лос-Анджелесе, что позволяет сэкономить на цепочке поставок. За последние три года компания выпустила больше ракет, чем французская Arianespace, один из крупнейших производителей, занимающихся запуском космических аппаратов. Запуск Falcon 9, по мнению эксперта Фила Смита из Университета Северной Дакоты, обходится примерно в два раза дешевле, чем запуск ракеты Ariane 5 от Arianespace.

В итоге SpaceX с каждым годом запускает все больше и больше ракет. Число запусков выросло с нуля в 2011 году до двадцати в 2018 году (для сравнения, Россия тогда выполнила только 17 запусков). На текущий год планируется 13 запусков, 8 из которых уже состоялись.

Какие еще есть проекты в частной космонавтике?

Частные компании США пытались занять место в космической индустрии еще в XX веке. Именно они построили сверхтяжелую ракету «Сатурн V», на которой человек впервые долетел до Луны. Но освоение космоса не было их основным направлением. Сегодня же такие компании, как SpaceX, видят космические разработки как основной источник дохода. И теперь у них есть возможность не только обслуживать МКС и выводить спутники на орбиту, но и перевозить людей в коммерческих целях.

В этом направлении, помимо спонсируемых NASA SpaceX и Boeing, уже работают, например, компания основателя Amazon Джеффа Безоса Blue Origin — она вместе с SpaceX будет участвовать в миссии на Луну в 2024 году, и Virgin Galactic, которая еще в 2009 году анонсировала двухчасовой полет в космос для туристов по цене в 250 тысяч долларов. В сфере космического туризма также работают Bigelow и The Gateway Foundation. В отличие от Axiom они планируют построить собственные космические станции, а не использовать в коммерческих целях отдельный блок на МКС.

Что успех Маска значит для российской космонавтики?

Успешный запуск Dragon Crew не остался незамеченным и в России. Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин поздравил Илона Маска сообщением в твиттере, на что тот по-русски ответил: «Спасибо, сэр, ха-ха. Мы рассчитываем на взаимовыгодное и процветающее долгосрочное сотрудничество».

В начале апреля Рогозин обвинил Маска в том, что SpaceX намеренно занижает цены на запуск ракет, чтобы вынудить конкурентов, а именно Россию , уйти с рынка. Маск же объяснил низкую стоимость возможностью повторного использования 80% составляющих его ракеты.

Ранее США пользовались услугами России и космическими аппаратами «Союз», чтобы перевозить своих астронавтов на МКС. Последний контракт на сумму в 490 млн долларов истек в 2019 году, из‑за чего Роскосмосу пришлось сократить число полетов с американскими астронавтами с четырех до двух в год.

Теперь же, когда Dragon Crew успешно пристыковался к МКС, США могут отказаться от услуг России, которая с 2011 года фактически является монополистом в сфере пилотируемых полетов в космос. По данным NASA, одно место в «Союзе» в 2020 году обойдется американцам в 86 млн долларов, что почти в четыре раза больше, чем десять лет назад. Доставка экипажа с помощью ракеты SpaceX стоит примерно в два раза дешевле — 50 млн долларов.

Как технологическое противостояние превратилось в битву за медиапространство?

Успешный полет Dragon Crew начал новую эру не только технологического противостояния между Россией и США, но и битву за медиапространство. Преимущество в ней пока остается за SpaceX. Так, трансляцию запуска на ютьюб-канале компании посмотрело 56,3 млн человек, и это не считая тех, кто следил за текстовыми трансляциями в медиа и пользовательскими стримами на твиче. В твиттере поздравляли Маска, выкладывали мемы и сравнивали космические успехи США и России. Пуск Dragon Crew вызывал интерес, который уже давно не сопровождал полеты российских космонавтов.

SpaceX показала частным компаниям, что в космос можно перевозить не только грузы и спутники, но и людей. У космического туризма появился шанс стать реальным уже в ближайшие годы. Опыт Axiom, которой уже удалось продать один билет на полет за 55 млн долларов, говорит о том, что спрос на услугу будет.

никогда не сдавайся 4 трейлер

кино я робот 2

орудия смерти 2 дата выхода

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector