Управлял ли Гагарин «Востоком-1»?

Управлял ли Гагарин «Востоком-1» и другие вопросы ПМ

Управлял ли Гагарин «Востоком-1» и другие вопросы ПМ

Нет, весь полет проходил в автоматическом режиме. В экстренном случае космонавт мог бы получить доступ к ручному управлению кораблем, но для этого пришлось бы вскрыть конверт и прочитать код доступа. Данная мера потребовалось для того, чтобы усложнить переход на ручное управление и исключить импульсивные действия под влиянием стресса. Управлять положением «Востока» в пространстве можно было при помощи микрореактивных двигателей, создававших тягу путем выбрасывания из сопл сжатого азота.

Какова судьба донорской ДНК в организме реципиента? «Поселиться» в организме чужая ДНК не сможет. Кровь состоит из четырех компонентов: лейкоцитов, эритроцитов, тромбоцитов и плазмы. ДНК содержат только лейкоциты, поэтому донорскую кровь обычно прогоняют через центрифугу, чтобы лейкоциты отделить. При экстренном или прямом переливании крови лейкоциты донора начнут борьбу с чуждой ДНК, что может стать причиной недомогания реципиента крови.

Можно ли пробурить земную кору до мантии? Теоретически да, и такие попытки уже предпринимались полвека назад, но пока не принесли результатов. О намерении произвести новую попытку получить образец мантии объявляла несколько лет назад группа британских исследователей. Они представляли план бурения в океане, где земная кора намного тоньше континентальной и может достигать всего 6 км в толщину (в противовес 30−60 км на суше). Пока никаких новостей о дальнейшем развитии проекта не поступало.

Какая ближайшая к Земле звезда может стать сверхновой?

Фото

На эту роль «пробуется» двойная звезда IK из созвездия Пегаса. Она расположена на расстоянии 150 световых лет от Земли. Один из компонентов двойной звезды — звезда спектрального класса А. Она показывает пульсации, а это свидетельствует о том, что топливо для термоядерного синтеза подходит к концу и скоро это небесное тело ждет разбухание и превращение в красного гиганта. Партнер по системе — белый карлик достаточно большой массы для объектов этого класса массой в 1,1 солнечной. Когда соседка станет красным гигантом, белый карлик окажется внутри ее внешних газовых оболочек и сможет нарастить массу в результате явления, называемого аккрецией. По достижении предела Чандрасекара (1,44 солнечной массы) белый карлик, скорее всего, взорвется и превратится в сверхновую. Произойдет это, вероятно, в ближайшие несколько миллионов лет. Но даже если взрыв уже произошел или произойдет в ближайшем будущем, Земле этот катаклизм угрожать не будет. Безопасное расстояние до взрыва сверхновой составляет порядка 75 световых лет.

Пекарские и пивные дрожжи — это не одно и то же? Нет. Хотя, разумеется, главная функция дрожжей в хлебопекарной отрасли, пивоварении, виноделии и производстве спирта одна и та же. В отсутствие кислорода дрожжи начинают активно поедать сахар, превращая его в спирт и углекислый газ. При этом дрожжи, применяемые в разных отраслях пищепрома, — это искусственно выведенные штаммы. Окультуривание дрожжей началось тысячелетия назад, отбор шел эмпирическим путем и принес хорошие результаты. В виноделии применяются дрожжи, которые, взаимодействуя с виноградным сырьем, придают напитку особые ароматы. Так, знаменитый «банановый» привкус «Божоле» — работа дрожжей. А вот в спиртовой отрасли ароматы не востребованы. Там используют штаммы, обеспечивающие максимальную выработку спирта и работающие дольше в среде, насыщенной собственным метаболитом. У пивоваров — свои штаммы, также наряду с солодом и хмелем формирующие аромат. А для хлеба главное — больше газа!

Кстати, у «Популярной механики» появился новый раздел «Блоги компаний». Если ваша организация хочет рассказать о том, чем занимается — напишите нам

12 апреля – День космонавтики

В тот далекий теперь уже день у Земли появился еще один спутник.

12 апреля – День космонавтики

Юрий Гагарин, 1961 год || Фото с сайта: tass.ru. Автор Василий Батурин

досье

Юрий Алексеевич Гагарин летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза (1934-1968)
  • Первый космонавт планеты, при жизни названный Колумбом Вселенной. Окончил Чкаловское военно-воздушное училище. Служил в прославленном втором гвардейском Печенгском Краснознаменном истребительном полку им. Сафонова ВВС Северного флота. С 1960 г. входил в состав первой группы космонавтов. В 1961 году совершил первый в мире космический полет.
  • Удостоен звания Героя Советского Союза и высоких наград многих стран мира.
  • Звание «Почетный гражданин города Тюмени», присвоенное Юрию Гагарину решением исполкома Тюменского городского Совета депутатов трудящихся № 201 от 17 апреля 1961 года, было знаком признания и уважения тюменцев тому, чье имя навсегда вошло в историю человечества.

По общепризнанной мировой классификации – 103-й по счету. Но этот спутник вызвал небывалый интерес по всей планете, поскольку являлся космическим кораблем «Восток-1», а внутри находился первый в мире космонавт – Юрий Алексеевич Гагарин.

«Восток» снаружи и изнутри

Корабль летел по орбите, то приближаясь к поверхности Земли на 181 километр, то удаляясь на 327 километров. Наклон к плоскости земного экватора – 64,57 градуса. Постороннему наблюдателю (если бы таковой нашелся) представилось бы удивительное, феерическое зрелище. Сказочный аппарат весом 4 725 килограммов – почти идеальный по форме конус приборного отсека (масса 2,3 тонны), на вершине которого располагался двигатель тормозной двигательной установки. К основанию конуса помимо гирлянды небольших сфер (баллонов со сжатым газом-азотом системы ориентации корабля) крепился при помощи металлических лент шар спускаемого аппарата – жилище космонавта. И все это великолепие увенчивалось несколькими антеннами для связи с Землей («Заря» и «Сигнал» — 19,995 МГц).

«Восток-1» не имел солнечных батарей. Электропитание систем шло от серебряно-цинковых аккумуляторов. Вообще, корабль был достаточно сложным, ведь в нем применялись больше 600 полупроводниковых транзисторов, 421 электронная лампа, 56 электродвигателей, примерно 800 реле и переключателей. Общая длина электрических кабелей составила 15 километров. Оказавшись вплотную с «Востоком-1», этот гипотетический наблюдатель мог бы увидеть три иллюминатора, а в них – отважного пилота – первого в мире покорителя Вселенной.

Но никто, конечно, первый космический корабль в космосе вблизи наблюдать не мог. «Восток-1» плыл в гордом одиночестве, медленно вращаясь вокруг продольной оси (что предупреждало все системы от перегрева под безжалостными лучами Солнца),

Внеземная работа

Командир корабля – 27-летний летчик военно-воздушных сил родом из деревни Клушино Гжатского района, работал – вел наблюдения за земной поверхностью, поддерживал связь с командно-измерительными пунктами, ел пищу из тюбиков, наговаривал впечатления на бортовой магнитофон, делал записи в бортовом журнале. Правда, карандаш внезапно отвязался и уплыл, затерявшись где-то в невесомости. Вернуть инструмент не представлялось возможным – выходить из своего кресла космонавт не имел права. Ведь это была только проба пера на звездной целине – самый первый полет человека, и ко всему нужно было относиться внимательно и с осторожностью. Во всяком случае – пока. И не нарушать инструкции.

Думал ли Юрий Алексеевич о личной славе? Нет, конечно. Во всяком случае, позже на Земле он говорил, поражаясь такой ошеломительной радости соотечественников от своего полета, многочисленным митингам, речам и здравицам: «…думал – ну, слетаю, вернусь. Но чтобы вот так – нет, не ожидал».

Осознавал ли Гагарин величие подвига своей Отчизны, совершаемого прямо сейчас? Конечно! Сидя в удобном кресле, в громоздком скафандре СК-1, в небольшом, но уютном отсеке, он наверняка гордился тем, что именно его страна первой проникла в неизведанное пространство, и видел прекрасное будущее – огромные околоземные орбитальные станции, базы на Луне, поселок на Марсе, добычу полезных ископаемых на астероидах и многое другое…

Встреча с Землей

На высоте примерно семи километров от Земли космонавт катапультировался вместе с креслом и дальше опускался на парашюте отдельно от спускаемого аппарата (так было предусмотрено программой). Приземлился Юрий Алексеевич близ деревни Смеловки (говорящее название!), что находится в Саратовской области. Его исторический полет (один оборот вокруг Земли) длился 106 минут.

Первыми встретили Гагарина на Земле дамы. На своем участке садили картошку жена лесника Анна Акимовна Тахтарова и ее маленькая внучка Рита. Причем сначала они изрядно испугались – опустился кто-то прямо с неба, идет по полю… в ярком, оранжевом скафандре. Но успокоила надпись на гермошлеме «СССР», а еще более – белозубая улыбка, впоследствии ставшая известной на весь мир.

– Не бойтесь, я свой, я советский! – сказал Юрий Гагарин.

Чуть позже с полевого стана примчались механизаторы колхоза имени Шевченко из деревни Узморье. Приехал майор Ахмед Гасиев на грузовике ЗиЛ-151. Этот офицер доставил космонавта в ракетный дивизион в д. Подгорье. После доклада командиру дивизии ПВО Юрию Вовку Гагарин направился к кораблю. Но с воздуха первопроходца Вселенной обнаружил вертолет Ми-4 поисковой группы. На нем Гагарина переправили в Энгельс, а оттуда в Куйбышев (ныне Самара).

Негаснущий подвиг

Пройдут века и тысячелетия, сменятся эпохи, но вечно будет жить огромная, прекрасная страна – Россия. Никто и никогда не забудет солнечный, весенний день – день, когда человечество стало бессмертным, вырвавшись за пределы земного тяготения, день разума и труда, таланта и доблести, мечты и свершений. И негаснущий подвиг Юрия Гагарина, с которым каждый живший и живущий прикоснулся к звездам.

жителей региона приглашают принять участие в мероприятиях, посвященных дню космонавтики

В честь Дня космонавтики в Тюменском регионе проходит множество мероприятий. Это лекции и всевозможные выставки, викторины и кинофильмы, мастер-классы и интерактивные занятия.

  • Так, 12 апреля в амфитеатре музейного комплекса им. Словцова покажут два документальных фильма о космосе.

Фильм «Медовый месяц на Луне» (Россия, 2016 год).

«Мы хотим на Луне создать базу туристическую. Медовый месяц на Луне, что, плохо разве?» – говорят герои фильма. Они не летали в космос, но о жизни других планет знают больше, чем космонавты. Фантастические мечты и реальная научная работа на фоне непростой истории страны. Место действия – Институт космических исследований. Фильм о том, что наука должна быть международной.

Фильм «Уроки из космоса. Физика невесомости» (Россия, 2014 год).

Серия телевизионных уроков из космоса для школьников. В ней космонавты с борта Международной космической станции рассказывают о проявлении законов физики в условиях невесомости. В фильме объясняется, чем в невесомости отличается масса тела от веса, что такое четвертое состояние вещества, как выглядят ночью города и континенты. Начало в 16 часов. Вход свободный.

■ В техноцентре ТюмГУ по улице Ленина, 25 на пятом этаже с 14 часов будут проводить опыты, мастер-классы, лекции, показывать фильмы про космонавтику. Обещают даже запуск настоящих ракет. Мероприятия завершатся фильмом «Гагарин. Первый в космосе».

■ Космическую викторину и просмотр микропрепаратов в микроскопы обещают 13 апреля в магазине оптических приборов «Четыре глаза» по ул. 50 лет Октября, 29 в ТЦ «Мистраль» на цокольном этаже с 11 до 18 часов. На следующий день жители и гости Тюмени, придя на набережную в районе моста Влюбленных с 14 до 16 часов, смогут посмотреть в телескопы.

■ О дронах и их назначении любознательные горожане узнают 15 апреля с 15 до 16 часов в музее технологий «Атом», который находится по улице Федюнинского, 67 в ТРЦ «Остров» на третьем этаже.

■ Тобольские библиотеки предлагают цикл выставок, посвященных Дню космонавтики. Это «Космос далекий и близкий», «Удивительный мир космоса», «Этот загадочный мир космоса», «Удивительные тайны Вселенной». В музее г. Заводоуковска открывается фотовыставка «Опустела без тебя земля», на которой представлены редкие снимки из жизни советского летчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза Владимира Комарова.

■ В Ишиме 12 апреля в детской библиотеке по ул. Просвещения, 25 начнется библиотренинг «Юные космонавты». В 13 часов стартует медиапутешествие «Космическая фантастика: что стало реальностью?» в Центральной библиотеке по ул. Горького, 122/1. Звездно-музыкальную композицию «Окрыленные музыкой звезд» подарит в 13 часов отдел художественной литературы и организации досуга Центральной библиотеки на ул. Большой, 190. Слайд-шоу «Профессор Астрокот и его путешествие в космос» проведут в 13.30 в детско-юношеском отделе Центральной библиотеки по ул. Маркса, 60а.

Управлял ли Юрий Гагарин " Востоком — 1 "?

Нет, штурвала там не было. Его задачей было ничего не трогать, ничего не делать и остаться в живых после этого полета. С задачей этой он прекрасно справился, что не умаляет его смелости как испытателя — мог ведь и не выжить, и взорваться, и и сгореть при спуске.

По-моему, вообще ни один из первых коспонавтов ни разу не управлял космическим кораблём. Потому что само понятие "управлять" подразумевает наличие исполнительных механизмов и как минимум двигателей. Ни того, ни другого на первых космических кораблях не было.

Потом, на более поздних и более совершенных кораблях, появились двиатели коррекции и системы стыковки — вот там да, там у космонавтов появлялась хотя бы техническая возможность самому поуправлять кораблём (ручная стыковка) — хотя чаще всего стыковка проводится в автоматическом режиме.

А вот коррекция орбиты практически всегда проводится по командам с Центра управления, а не вручную.

Забавно — почему или-или. Почему идет противопоставление — творческих людей и неких "исполнителей"? Мне лично чаше попадаются "два в одном". Чисто "мозговой центр" — это большая редкость и обычно граничит с гениальностью. А у талантливых людей как правило руки на месте — они все могут делать. Причем делать нестандартно. Предпочитаю работать с креативными и яркими- да, жару они конечно зададут, зато жить будет не скучно и работать очень интересно!

Чаще всего (вижу это на примере многих государств) достаточно перестать что-либо менять. Это и будет самым существенным, самым большим и самым желанным изменением.

Представьте себе, что все без исключения политики, экономисты, министры образования и здравоохранения, — все вдруг изменились и перестали своё бесконечное "пора менять, настало время менять". Разве это не прекрасное изменение? Раз уж в хорошую сторону всё равно менять не получается. Прекрасное. Страна будет лучше и светлей, я почти уверена. Перейдя в фазу естественных изменений, а не революционных.

Я великолепно вижу, как быстро многое меняется в школах, в больницах, да и в других местах. К лучшему ли? Ой, сомневаюсь.

Изменение должно заключаться в переходе от радикальных изменений к мягким. 🙂

Не смотря на то, что на первый взгляд вопрос вроде бы простой, при ближайшем рассмотрении выяснилось, что он весьма сложен. К перечисленным локомотивам, я бы добавил еще и ВЛ-11, т.к. на нем установлен такой же контроллер, марки КМЭ-8, как и на вышеупомянутых электровозах. Всех их объединяет то, что они грузовые, отсюда и все особенности. Создавая грузовой электровоз, конструкторы заложили в него возможность так называемой рекуперации, т.е. торможения тяговыми двигателями, переводя их в режим генератора, с выработкой электроэнергии, и отдачей ее в контактную сеть. Таким образом, кинетическая энергия состава преобразовывалась обратно в электрическую, что позволяло ее перераспределять на другие поезда и тем самым, экономить. Всеми этими режимами и управляют с помощью контроллера машиниста.

Это довольно сложное устройство, имеет 3 рукоятки.

Рукоятка реверса. Она на рисунке отсутствует, т.к. имеет возможность выниматься, чтобы злоумышленники не угнали электровоз. Ключа как в автомобиле он не имеет. Она переключает режимы движения назад/вперед, а так же служит для сбора схемы рекуперации, соединяя двигатели в режиме рекуперации сериесно ( т.е. последовательно ), сериесно — параллельно, по парно, и параллельно. Для движения вперед с места реверсная рукоятка устанавливается в моторное положение вперед, или назад, в зависимости от требуемого направления.

Далее управление осуществляется ходовой рукояткой. Ее иногда еще называют главной. С ее помощью собирается так называемая схема движения. Она имеет 38 позиций, если считать с нулевой. Для набора позиций следует нажать на ручку фиксирующей защелки и переместить рукоятку на себя. По часовой стрелке. Для сброса позиций, соответственно против часовой стрелки. Позиции набираются парами. 1 позиция включает нагрузочные резисторы первой секции, вторая, второй и т.д. Длительное движение на реостатных позициях не допускается, т.к. реостаты нагреваются. Для движения служат так называемые ходовые позиции. Набрав позиции с 0 по 16, машинист использует сериесное соединение тяговых двигателей. Это наименее мощный режим. 16 позиция ходовая. На ней двигатели подключены к питанию без реостатов, и движение на ней возможно в длительном режиме. Аналогично, ходовыми являются 27 и 37 позиции. Сериесно — параллельное, и параллельное соединение двигателей соответственно. Для перехода с одного соединения на другое, к примеру с позиции 16 на 17, помимо защелки, нужно нажать кнопку фиксатора на торце рукоятки ( см. рисунок ). Все промежуточные позиции являются реостатными, и служат для разгона поезда.

При движении на любой из трех ходовых позиций, существует возможность ослабления поля возбуждения тяговых двигателей, для увеличения их оборотов. Делается это по средствам навешивания шунтов в цепь возбуждения. Управление процессом машинист осуществляет с помощью тормозной рукоятки. В этом режиме она не имеет отношения к торможению, а совсем наоборот. В отличии от главной, она может перемещаться и против часовой стрелки, на 4 позиции. Это позиции ослабления поля (ОП). Для перехода на них так же следует нажать кнопку фиксатора на торце рукоятки. Тормозная рукоятка может быть поставлена в любое из четырех положений ОП, только в случае нахождения главной рукоятки в ходовой позиции. В противном случае блокировка не даст это сделать.

Для торможения в режиме рекуперации, главную рукоятку переводят в нулевую позицию, реверсную ставят в требуемое положение рекуперации, допустим рекуперации на СП, и с помощью тормозной рукоятки собирают схему рекуперации. Она может перемещаться по часовой стрелке на 15 позиций. Чем выше позиция, тем сильнее эффект рекуперации. Кроме рекуперативного торможения, машинист может задействовать и пневматические тормоза. Правда, в этом случае, ток не будет вырабатываться, и отдаваться обратно в сеть. На приведенном ниже видео, машинист рассказывает особенности работы с контроллером такого типа:

Полет Гагарина сопровождала серия ошибок и неожиданностей

Борис Толчинский

12 апреля 2021 года мы празднуем 60-летие первого полета человека в космос. За это время полет Юрия Гагарина на корабле «Восток-1» не только стал историей, но и отчасти превратился в миф: «все было хорошо». В действительности первое знакомство человека с космическим пространством стало тяжелым испытанием и для Гагарина, и для всех, кто готовил его подвиг.

Запуск «Востока-1» в апреле 1961 года производился в атмосфере космического соперничества между СССР и США. После старта в октябре 1957-го советского «Спутника-1» и последующих успехов советской космической программы – запуска аппаратов к Луне, фотографирования ее обратной стороны аппаратом «Луна-3», миссий с животными на околоземной орбите – стало ясно, что следующим этапом в космической гонке станет запуск в космическое пространство человека.

Спешили в неизведанное

Подходы США и СССР в этом вопросе несколько отличались. В Штатах пытались догнать Советский Союз любой ценой – в силу чего пилотируемую программу «Меркурий» делали максимально простой. Американская пилотируемая капсула получилась настолько маленькой, что астронавты даже шутили, что ее надо «надевать на человека»: внутренний объем «Меркурия» составлял всего 1,7 м³.

Была у американцев и еще одна хитрость – первых астронавтов из-за общей «немощности» используемой изначально ракеты «Редстоун» хотели запускать по суборбитальной траектории. Поскольку формально космос начинается за воображаемой линией на высоте 100 км от поверхности Земли, это позволило бы американской пропаганде заявить, что даже несколько минут пребывания капсулы «Меркурий» выше этой линии и будут являться «первым полетом человека в космос».

Так в итоге и произошло – первый американский астронавт Алан Шепард достиг высоты 187 км в своем полете 15 мая 1961 года, после чего благополучно вернулся на Землю. Поэтому, ретроспективно оценивая советский приоритет в запуске первого человека в космос, можно сказать, что спешка команды Сергея Королева была правильной. Потрать они больше времени на доводку «Востока», СССР мог бы и не стать первопроходцем в вопросе запуска человека в космос.

Какие же острые углы пришлось срезать нашим конструкторам, инженерам и испытателям, чтобы запустить первого человека в космос?

«Приземлялись в корабле»

Многие компоненты будущего «Востока» явно не успевали к апрелю 1961 года. В частности, пришлось отказаться от системы аварийного спасения на старте и системы мягкой посадки посадочного модуля. Вместо этого наши конструкторы пошли на интересную уловку: в случае нештатной ситуации на старте или при посадке «Востока» космонавт должен был покидать космический корабль в катапультируемом кресле, снабженном собственной парашютной системой.

Такое конструктивное решение потом повлекло за собой еще одну коллизию. Согласно правилам Международной аэронавтической федерации (FAI), на которую была возложена обязанность зарегистрировать первый полет человека в космос и признать за СССР целый ряд рекордов (продолжительность и высота полета, максимальный груз летательного аппарата, рекорды по дальности радиосвязи), все эти факты могли быть признаны в том случае, если пилот приземлялся в кабине своего летательного аппарата.

На эту тему

В итоге советской делегации в FAI пришлось выбрать тактику «стоять на своем и не признаваться»: представители СССР заявили, что Гагарин опустился на землю в кабине «Востока», но никаких документов об этом факте не имеется. В итоге FAI взяли «измором», но впоследствии это привело к еще более комичным последствиям. И Титов, и Попович, летавшие после Гагарина, вынужденно заявляли, что «также приземлялись внутри капсулы «Востока», не используя катапультирующее кресло». Хотя такая возможность в схеме полета кораблей серии «Восток» просто не была предусмотрена в принципе.

108 минут ожидания

Вторым важным моментом экономии стало то, что из конструкции «Востока» убрали дублирующую тормозную установку. Это решение мотивировали тем, что при запуске корабля на орбиту высотой 180-200 км космический аппарат в любом случае затормозится об атмосферу Земли в течение 10 суток и сойдет на траекторию спуска. Проблем бы это не создавало: системы жизнеобеспечения корабля тоже были рассчитаны на те же 10 суток.

Поэтому к сообщению об успешном выходе «Востока-1» на орбиту, которое прозвучало в 9:18 утра 12 апреля 1961 года, прибавилась изрядная доля тревоги: перигей его орбиты составил 181 км, а вот апогей «улетел» гораздо выше – на 302 км. Это случилось из-за несовершенства системы управления ракетой-носителем: разделение последней, третьей ступени с «Востоком-1» произошло на полсекунды позже, и корабль набрал скорость, превышавшую запланированную на 25 м/с.

Такая ошибка могла стать роковой для полета Гагарина.

По всем расчетам, на такой орбите в случае отказа тормозной установки он бы «завис» на срок более 20 суток, а за это время системы жизнеобеспечения «Востока-1» просто бы исчерпали свой ресурс. Первому космонавту грозила медленная и мучительная смерть.

Впрочем, тормозная установка не подвела – на 67-й минуте полета, когда «Восток-1» находился над южной оконечностью Африки, она начала свою штатную работу. Продолжительность тормозного импульса была ограничена 44 секундами, но о самом торможении в космосе мы знали тогда крайне недостаточно. Орбитальную скорость «Востока-1» удалось снизить лишь на 132 м/с вместо расчетных 136 м/с. Это, кстати, потом и привело к тому, что Гагарин спускался в незапланированном районе посадки.

Однако на этом неприятности с торможением не закончились. На орбите «Восток-1» состоял из двух частей – спускаемого аппарата и приборного отсека. Штатно они должны были разделиться после тормозного импульса. Но в реальности разделения в нужный момент не произошло, так как оно было заблокировано системой управления. Автоматика посчитала, что неполная выдача тормозного импульса не дает гарантий схода с орбиты, поэтому отделять приборный отсек с его мощными аккумуляторами и системой ориентации нельзя, так как это приведет к гибели космонавта.

На деле же такое неполное торможение привело к быстрому входу «Востока-1» в атмосферу Земли, но спускаемый аппарат оказался при этом в крайне опасной связке с приборным отсеком. Это практически сразу привело к еще одному неприятному эффекту, который сам Гагарин назвал «кордебалетом»: корабль раскрутило до четырех-пяти оборотов в минуту – и его поведение стало практически неуправляемым.

Дальнейшее торможение корабля в атмосфере могло привести к непрогнозируемым последствиям – приборный отсек мог заблокировать или нарушить работу парашютной системы спускаемого аппарата. К счастью, конструкторы предусмотрели такую нештатную ситуацию. При температуре 150 ºС сработали резервные пиропатроны – и приборный отсек наконец благополучно отделился.

Техника выдержит, если выдержат люди

Нештатный вход «Востока-1» в атмосферу с неотделившимся приборным отсеком чуть не стал роковым для Гагарина и еще по одной причине. Сама по себе посадка кораблей «Восток» по крутой баллистической траектории и без того не была «курортом»: даже штатные перегрузки на кривой спуска достигали предельного уровня в 9g, который могут выносить только тренированные люди с крепким здоровьем. Для сравнения: нынешние пилотируемые капсулы сажают с гораздо меньшими перегрузками – в 5-6g.

Для Гагарина же посадка стала настоящим смертельным испытанием – как показали последующие расчеты, перегрузка практически на всей траектории спуска держалась на уровне 10g, а пиковые значения, видимо, доходили и до 12g, что находится почти на пределе прочности человеческого организма. Как вспоминал потом Гагарин, в глазах у него начало «сереть», а показания приборов стали расплываться и исчезать. К счастью, такие высокие перегрузки продлились недолго – и здоровье первого космонавта не пострадало.

Расчетная точка посадки «Востока-1» находилась в Хвалынском районе Саратовской области. После таких испытаний при торможении стало ясно, что корабль с Гагариным явно пролетит мимо этого района – и может попасть в гораздо менее благоприятную местность.

Но тут уже полоса невезения временно закончилась: все нештатные факторы частично скомпенсировали друг друга – и фактическая точка приземления «Востока-1» оказалась лишь в 180 км от расчетного района. Когда кресло с Гагариным катапультировалось из спускаемого аппарата на небольшой высоте, он сразу увидел ориентир – полноводную реку. «Я сразу увидел большую реку. И подумал, что это Волга. Больше других таких рек нет в этом районе», – вспоминал потом Гагарин.

Но тут первого космонавта ждало еще одно испытание: штатной схемой спуска предусматривалось два парашюта – основной и запасной. На всякий случай в первом полете решили, что будут использованы оба парашюта – никто не знал, что могло случиться с космонавтом на орбите и будет ли он способен решить вопрос с запасным парашютом, если не раскроется основной. В итоге это создало еще одну неприятность. Сначала запасной парашют Гагарина не раскрылся и обвис, став мертвым грузом, а потом, наоборот, раскрылся, в значительной степени усложнив спуск.

Ситуация осложнялась тем, что Гагарина несло к Волге, в которой он мог легко утонуть. Лишь на высоте около 30 метров космонавта развернуло спиной к ветру, что позволило ему приземлиться уверенно и мягко, на вспаханное поле недалеко от берега реки.

Ну и, наконец, еще две неожиданности поджидали Гагарина уже на земле. Сначала ему несколько минут не поддавался упрямый атмосферный клапан: первый космонавт спускался в герметичном скафандре и мог просто задохнуться, если бы не открыл его и не впустил вовнутрь атмосферный воздух. Открывающий клапан тросик затерялся в складках одежды – и Гагарин смог найти его, только используя зеркальце, расположенное на его руке.

Вторая ситуация возникла с местными жителями, которые никак не ожидали увидеть непонятного человека в странном костюме на колхозном поле. Ведь настоящая спасательная команда ждала Гагарина совсем в другом месте, в 200 километрах от точки его посадки.

В итоге случайным местным жителям, которые ожидаемо могли принять его за сбитого американского летчика, Гагарин говорил: «Я советский человек, прилетел из космоса».

Да, полет и посадка первого человека Земли, который «прилетел из космоса», в реальности были совсем не такими, как их потом представляли на советских плакатах и поздравительных открытках или же живописали в официальных сообщениях и рассказах в научно-популярных журналах. В них образ Юрия Гагарина и его корабля «Восток» всегда был предельно прилизан и позитивен, а о любых опасных ситуациях во время полета Гагарина предпочитали не говорить.

Но со всеми этими подробностями история о полете Юрия Гагарина в космос становится только ярче и правдивее. Они придают ей ценность и глубину, ведь полет «Востока-1» стал началом целой эры не только для нашей страны, но и для всего человечества.

Рифма к слову восто́ком

Наиболее точные рифмы для «восто́ком»

  • ненар о ком
  • жест о ком
  • один о ком
  • ур о ком
  • бл о ком
  • пот о ком
  • б о ком
  • нешир о ком
  • д о ком
  • юго-вост о ком
  • пр о ком
  • глуб о ком
  • северо-вост о ком
  • сине о ком
  • артиш о ком
  • зар о ком
  • ф о ком
  • под б о ком
  • водост о ком
  • одноб о ком
  • обр о ком
  • заск о ком
  • ст о ком
  • отт о ком
  • шир о ком
  • неглуб о ком
  • р о ком
  • прит о ком
  • пор о ком
  • о ком
  • прор о ком
  • ист о ком
  • ш о ком
  • т о ком
  • с о ком
  • ср о ком
  • невыс о ком
  • выс о ком
  • четверон о гом
  • безн о гом
  • мор о кам
  • наск о кам
  • подл о гам
  • козер о гам
  • й о гам
  • подж о гам
  • некрол о гам
  • сор о кам
  • самот ё кам
  • от ё кам
  • берл о гам
  • синаг о гам
  • к о кам
  • черт о гам
  • изж о гам
  • лежеб о кам
  • осьмин о гам
  • гр о гам
  • повол о кам
  • босон о гом
  • полуб о гом
  • единор о гам
  • д о гам
  • ф о кам
  • недотр о гам
  • ст о гом
  • скл о кам
  • подм о гам
  • длиннон о гом
  • эпил о гам
  • пол о гом
  • подопл ё кам
  • ож о гам
  • сл о гом
  • р о кам
  • недал ё ком
  • катал о гам
  • монол о гам
  • уб о гом
  • предл о гам
  • р о гом
  • упр ё кам
  • ш о кам
  • т о кам
  • зал о гам
  • педаг о гам
  • немн о гом
  • нел ё гком
  • нам ё кам
  • с о кам
  • трев о гам
  • диал о гам
  • нал о гам
  • стр о гом
  • б о гом
  • л ё гком
  • дор о гам
  • ит о гам
  • дал ё ком
  • мн о гом
  • шлафр о кам
  • https://rifme.net/
  • тифлопедаг о гам
  • прож о гам
  • приск о кам
  • переск о кам
  • однор о гом
  • альпеншт о кам
  • обл о гам
  • многон о гом
  • желтоб о ком
  • стрепток о ккам
  • минерал о гам
  • диплод о кам
  • белоб о ком
  • светло о ком
  • см о гом
  • ясно о ком
  • прямот о кам
  • н о кам
  • мохнон о гом
  • зат о кам
  • черно о ком
  • противот о кам
  • двур о гом
  • тол о кам
  • пож о гам
  • пир о гам
  • крутор о гом
  • воло о ком
  • сурдопедаг о гам
  • проск о кам
  • вилор о гам
  • электрот о кам
  • хлебоп ё кам
  • обж о гам
  • мол о кам
  • к о ккам
  • пухлощ ё ком
  • оп о кам
  • мартирол о гам
  • безр о гом
  • тр о кам
  • соск о кам
  • прот ё кам
  • косон о гом
  • др о гам
  • козлон о гом
  • шлакобл о кам
  • экл о гам
  • др о кам
  • мин о гам
  • отск о кам
  • мед о кам
  • стафилок о ккам
  • нестр о гом
  • подск о кам
  • трёхн о гом
  • лжепрор о кам
  • хромон о гом
  • биот о кам
  • толстощ ё ком
  • прип ё кам
  • быстрон о гом
  • водот о кам
  • шт о кам
  • д о кам
  • пищебл о кам
  • флагшт о кам
  • экив о ком
  • пассажиропот о кам
  • попр ё кам
  • сверхвыс о ком
  • ск о кам
  • трен о гам
  • остр о гам
  • грузопот о кам
  • тонкон о гом
  • краснощ ё ком
  • колчен о гом
  • л о гом
  • подт ё кам
  • короткон о гом
  • однон о гом
  • прот о кам
  • отр о гам
  • кособ о ком
  • т о гам
  • демаг о гам
  • кривон о гом
  • брел о кам
  • к о ком
  • кровоподт ё кам
  • й о гом
  • бульд о гам
  • ос о кам
  • двун о гом
  • розовощ ё ком
  • солнцеп ё кам
  • пот ё кам
  • носор о гам

Менее строгие рифмы к слову востоком

  • часов о го
  • был о го
  • полев о го
  • ледян о го
  • ручн о го
  • сед о го
  • дневн о го
  • целев о го
  • боков о го
  • передов о го
  • л о коть
  • сыр о го
  • восьм о го
  • дурн о го
  • худ о го
  • коренн о го
  • личн о го
  • силов о го
  • тр о гать
  • нефтян о го
  • слеп о го
  • годов о го
  • густ о го
  • непрост о го
  • седьм о го
  • жил о го
  • рядов о го
  • неплох о го
  • лесн о го
  • головн о го
  • пожил о го
  • двойн о го
  • сплошн о го
  • глух о го
  • цветн о го
  • бытов о го
  • намн о го
  • шест о го
  • б о ка
  • смешн о го
  • к о го
  • земн о го
  • правов о го
  • развит о го
  • https://rifme.net/
  • голуб о го
  • выходн о го
  • зл о го
  • областн о го
  • трудов о го
  • ключев о го
  • ночн о го
  • морск о го
  • мужск о го
  • делов о го
  • таков о го
  • временн о го
  • сух о го
  • ст ё кол
  • боев о го
  • пуст о го
  • свят о го
  • золот о го
  • чуж о го
  • о кон
  • родн о го
  • больн о го
  • городск о го
  • очередн о го
  • б о га
  • дорог о го
  • жив о го
  • плох о го
  • миров о го
  • небольш о го
  • молод о го
  • ин о го
  • никак о го
  • прост о го
  • основн о го
  • люб о го
  • втор о го
  • как о го
  • больш о го
  • друг о го
  • так о го
  • св о го

Предложить свои рифмы

Введите слово. Бранные слова не учитываются.

Помогло? Сохраните и поделитесь ссылкой на сайт

Вы можете добавить сайт в закладки, чтобы пользоваться им при написании стихов в будущем (нажмите Ctrl+D). Или поделиться им в социальных сетях. Также советуем добавить в закладки быструю и упрощённую страницу поиска: помощник поэта.

Анаграммы/перестановки букв для слова востоком

  • мостк о в
  • ск о тством
  • ст о ковом

Другие формы

Популярные слова

Что искали другие

Если есть предложение, идея, благодарность или комментарий, пишите. Мы рады отзывам. Сообщения с объявлениями, ссылками или бранью удаляются роботом.

мачо и ботан 3 2019

фильмы онлайн ментовские войны 4 сезон

иван царевич в тридевятом царстве

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector